Меню
12+

Интернет-сайт газеты г. Назарово и Назаровского района «Советское Причулымье»

03.08.2016 17:31 Среда
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 31 от 03.08.2016 г.

Верните на место «ЗИЛок»!

Автор: Людмила ПОЧЕКУТОВА

В Назарово пропал старейший автомобиль автобазы № 2

В конце октября 1987 года в честь профессионального праздникаДня работников автомобильного транспортав коллективе Назаровской автобазы 2 состоялся митинг. Необычный! В этот день коллектив провожал на заслуженный отдых…  Нет, не человека. А заслуженного ветерана автобазы, почётного первостроителя города Назаровостарейший автомобиль автобазы — «ЗИЛ-585» выпуска 1958 года. К этому дню автомобиль «набегал» по стройплощадкам города 2 млн 130 километров. И в этот октябрьский день «ЗИЛок» совершал последние 100 метров к месту своей вечной стоянки- на пьедестал почёта.

 

Но, увыНе «вечным» оказалось для него это место. Простояв почти 30 лет (точнее — 29), автомобиль исчез!

С этого загадочного факта и начался мой разговор с Александром Васильевичем Чередниченко, который отдал этому предприятию более 44 лет своей жизни, в том числе проработав директоромцелых 32 (!) года.

 

 Наша справка

В 1987 году коллектив авто­базы № 2 с радостью поддер­жал идею своего руководите­ля — А.В.Чередниченко, чтобы рядом с территорией пред­приятия поставить на поста­мент автомобиль "ЗИЛ-585". Проект пьедестала был раз­работан главным инженером Иваном Андреевичем Нико­лаенко. После того как авто­мобиль простоял 20 лет, его решили обновить: подремон­тировать, покрасить… Добрые руки профессионалов привели его в рабочее (!) состояние. И в 2008 году, после ремонта, под дружные аплодисменты все­го собравшегося коллектива, который с восторгом встретил его возвращение, автомобиль своим ходом выехал из терри­тории к месту своей почётной стоянки. А в этом году "ЗИЛок" вдруг исчез!

- Как вы оцениваете это про­исшествие? — задаёт мне вопрос Александр Васильевич. И, не дожидаясь ответа, продолжает. — Для многих, может быть, и без разницы, а для меня лично- нет. Монумент довольно зрелищ­ный. Это место, куда приезжа­ло много машин и мимо много проезжало иногородних, вдо­бавок ко всему, на территории ещё действовал и центр техни­ческого контроля … Постамент видели и знали все, реагирова­ли на него с определённой гор­достью. И вдруг, в одночасье, его не стало…

- Может, это один из фак­тов хулиганства? — попыта­лась ответить на заданный мне вопрос. — А может, про­сто решили снять и сдать его на металлолом?

- Нет, Боже упаси, я так не ду­маю! — отверг мои версии Алек­сандр Васильевич. — Возмож­но, его дорожная организация (собственник) погрузила и увез­ла в Ачинск. Возможно, тоже для оформления своей терри­тории... Но я-то хотел сказать следующее. Что значит для меня "ЗИЛ-585"? С него начи­налось строительство города. Этот автомобиль — история на­шего предприятия, дань памя­ти поколению, создававшему НГРЭС, строившему предприя­тия, дома, улицы города. С этим автомобилем я был знаком ещё будучи студентом. Когда был на практике и работал шофёром.

- Любовь к нему у вас какая-то особеннаяПо­чему?

- В городе была мощнейшая организация — управление стро­ительства НГРЭС. Все промыш­ленные объекты: Назаровская ГРЭС, ЗМК, ЖБК, ТИиК, "Сель­маш", городская инфраструк­тура (школы, больницы, детса­ды, теплосети) — всё это сделали

 славные строители. А мы были одним из подразделений управ­ления, т.е. обеспечивали его ра­боту транспортом. В нашем хо­зяйстве этих "ЗИЛков" было за две сотни! Везли кирпич, бло­ки, щебень, лес… В 1965 году постановлением правитель­ства все автотранспортные под­разделения выделили из соста­ва строек на самостоятельный баланс и мы стали называть­ся Назаровской автобазой № 2 треста «Сибэнергострой». На­звания менялись, а задачи оста­вались те же самые. С 1 авгу­ста 1961 года отработал здесь мастером ремонтного произ­водства, как молодой специа­лист. В марте следующего года (началось строительство Ачин­ского глинозёмного комбина­та) был направлен туда началь­ником автоколонны.

- Александр Васильевич, я хочу вас перебить и ска­зать следующее. Выживой свидетель, на глазах которо­го строился и поднимался го­род. А главное, вы принима­ли непосредственное участие в этом историческом деле. У вас богатый профессиональ­ный опыт. И, не сомневаюсь, на счету много интересных событий того времени, о ко­торых вы могли бы расска­зать. Давайте начнём с того момента, как вы оказались в нашем городе?

- Год 1961 — знаменательный для меня. В этом году я окончил вуз, механический факультет Омского автомобильно-дорож­ного института по специаль­ности «Эксплуатация автомо­бильного транспорта». Начал свою трудовую деятельность. В 1961 году был полёт Гагарина в космос. В этом же году, к но­ябрьским праздникам, пущен первый энергоблок и НГРЭС стала выдавать в энергосисте­му эл.энергию. До этого в по­сёлке Назарово энергопоезда стояли. В декабре 1961 года по­сёлку присвоен статус города…

- Приехав в Назарово, не разочаровались?

- Помню, посёлка Бор ещё не было. Стояли могучие сосны, но была уже бетонная дорога (ниж­няя), а верхняя — грунтовая. Вся жизнь была сконцентрирована в п.Строителей: десятки общежи­тий — и благоустроенные, и ба­рачного типа. В марте 1962 года начала строиться ТЭЦ Ачинско­го глинозёмного комбината. А поскольку это объект энерге­тики, и, как правило, поруча­лось строить энергетикам, то нам было поручено обеспече­ние строительства транспор­том. Меня направили туда на­чальником автоколонны. Через 4 года, в 1966 году, меня пере­вели (уже шесть блоков НГРЭС работали) в автобазу № 2 глав­ным инженером. Проработал в этой должности 13 лет. Дирек­тором тогда был Анатолий Алек­сандрович Дьячков. А в 1978 году меня назначили директо­ром. Но опять же хочу вернуться к "ЗИЛкам". На строительстве ТЭЦ у меня ничего не было, кро­ме вот этих "ЗИЛ-585". Так вот, по 15-20 единиц этих автомо­билей стояли под экскаватором "Э-652" в котловане (на вывозке грунта). Грузоподъёмность их — 3,5 т, бортовых "ЗИЛов" — 4,0 т. Вы спрашиваете, не разочаро­вался ли я своим выбором?

Когда получал направление (после окончания института), в первую очередь стал интере­соваться, есть ли там объек­ты энергетики. В тот период по всей стране шло бурное разви­тие энергетики, строительство мощных ГЭС, ГРЭС — Краснояр­ской, Усть-Илимской, Братской электростанций и других, не го­воря уже о тепловых станциях. А какие были кадры! Участни­ки и ветераны войны, средний возраст — 30-40 лет. Самые ра­ботоспособные люди. Мне тог­да шёл 23-й год. На карте город Назарово, куда я ехал работать, не мог найти, его просто ещё не было. А родился я в Омской об­ласти, в районном центре Чер­лак (300 км от Павлодара, Ка­захстан). На Иртыше в Черлаке была эксплуатационная база речного пароходства. Для меня важно было, чтобы там, куда я ехал работать, была река. Уз­нал, что есть Чулым, Аргин­ский хребет. Поехал по направ­лению. Приехал из Ачинска на ст.Ададым, к поезду тогда хо­дила дежурка. Поехал в своё строительное управление Наза­ровской ГРЭС. Захожу в кадры, затем к начальнику управления. Его в то время возглавлял Васи­лий Николаевич Галачалов. По­говорили. «Был у нас уже один Чередниченко. Был, да сбежал. А ты не сбежишь?» – обратился он ко мне. Признаться, первую неделю мне было грустно, то­сковал по родным местам. Там у нас лесостепь, горизонт дале­ко виден. А здесь… Потом втя­нулся в работу…

- О выбранной профессии мечтали с детства?

- Мать нас воспитывала одна. В десятом классе у нас в семье появился отчим. Он был шофёром. Я познакомился с ав­томобилем. Появился какой-то ориентир. Но после окончания школы стал думать: а как быть дальше, кто меня будет учить, содержать? Пришла мысль, а не пойти ли в военное учили­ще? Всё-таки на государствен­ном обеспечении. Но мама, хоть и была простой женщиной, ска­зала: «Если хочешь поступать в институт, поступай!».

- Расскажите о своей се­мье

- В Ачинске, проработав какое-то время, страшно захо­тел в отпуск. Пришлось угова­ривать начальство. «Выпросил­ся». Поехал домой. С Людмилой Васильевной мы учились в од­ной школе, одногодки. В пери­од моего отпуска мы и решили пожениться. Это был конец ав­густа 1962 года. Договорились: еду работать и решать вопрос с жильём, а она приедет позже. Здесь же даю телеграмму в СУ ТЭЦ (смеётся): «Женился. Про­шу предоставить жильё». Заяв­ляюсь из отпуска, меня встреча­ют и вручают ключи от комнаты в семейном общежитии.

Александр Васильевич за­молчал. После долгой паузы продолжил:

- Болела она…

Прожили супруги вме­сте полвека. Людмилы Ва­сильевны не стало в октябре 2012. Сын Игорь окончил уни­верситет, живёт и работает в Санкт-Петербурге.

Более четырёх десятков лет отдал Чередниченко это­му предприятию. И только в августе 2010 года, в возрас­те 72 (!) года, ушёл на заслу­женный отдых.

- Жизнь большая, — продол­жает вспоминать мой собесед­ник. — Одной строчкой всего не расскажешь. Я когда уходил, прощаясь с коллективом, ска­зал: «Буду помнить только хо­рошее…».

Предприятие развивалось и крепло вместе с городом. Укреплялась производствен­ная база, модернизирова­лось оборудование, парк ма­шин постоянно пополнялся новыми современными авто­мобилями. "ЗИЛки" замени­ли "ЗИЛы", "ГАЗы", "МАЗы", "КамАЗы"…

- В автобазе эксплуатирова­лось всё, что производила оте­чественная автомобильная про­мышленность. Когда запустили "ДСЗ-700", нам «кинули» "БелА­Зы", — рассказывает Александр Васильевич. — Я сам был на Мин­ском автозаводе. В 1966 году под седьмой блок мы получили с завода первую партию (20 "МА­Зов") новой модификации. Кра­савцы! Они сразу оживили наш парк, город, трассы…

Постепенно наш разговор подошёл к тяжелейшим для предприятия годам, когда приходилось «выживать», ис­кать новые способы работы

- В двухтысячных годах в городе не осталось ни одно­го «живого» автотранспортно­го предприятия. Мы были един­ственными, сохранившими автобазу и коллектив. Измени­лась экономика, перестали ра­ботать крупные промышленные объекты в городе. Транспорт оказался невостребованным. В таких условиях мы уже не мог­ли работать дальше. Хотя, бла­годаря мощной производствен­ной базе, мы ещё держались. Денег хватало только на опла­ту налогов и зарплату. Я не рас­считывал революционно пере­йти на какие-то новые способы работы, а как-то постепенно трансформироваться, найти какой-то вид деятельности, со­хранить костяк работников. На уровне постановления прави­тельства был установлен поря­док приватизации. Собственны­ми силами выкупить автобазу мы не могли. Контрольный па­кет акций купил частник.

Александр Васильевич с го­речью рассказывает о попыт­ках сохранить предприятие. К примеру, предоставить базу для хранения мобилизацион­ной техники, надеясь получить государственные льготы. Были и другие идеи. Но, увы… Было затрачено много сил, времени, нервов, чтобы доказывать свою правоту, позицию и налоговым органам, и разным судам, а так­же одновременно следить за законодательной базой, где со скоростью звука писались но­вые поправки, дополнения к за­конам. Увы…

В ноябре этого года Алек­сандру Васильевичу исполнит­ся 78 лет. Идя на встречу с ним, мне подумалось: вот встретит меня пенсионер на лавочке у подъезда, будет рассказывать о своих недугах, хождениях по больницам и аптекам… Но како­во было удивление, когда меня встретил приветливо улыбаю­щийся человек, в джинсах, без­укоризненно чистой, отутюжен­ной рубашке.

 

 На рабочем столе но­утбук (и не один), флеш­ки, пульты, провода… А сколько фотографий! Вряд ли в личных архивах любо­го руководителя найдётся столько снимков, где (на­чиная с момента его рабо­ты и до выхода на пенсию) запечатлены работники коллектива: и водители, и ремонтники, и специали­сты разных служб и отде­лов. К любительскому фото он пристрастился ещё со студенческих лет. Раньше делал всё по инструкции. Потом, освоив это дело, стал «лихачить». В его ар­хивах фотосборники из слайдов. Несколько виде­осборников: «Дорога через Саяны» (Назарово-Аба­кан-Кызыл), «В очередной рейс» (о работниках авто­базы), «Дорога на Ангару» и т.д. Он сам их озвучивает, причём с музыкальным со­провождением.

- Вот мощные лесо­возы — «УРАЛы», это кра­ны на базе «ЗИЛов», бло­ковозы… А это, рядом со мной, Воркуль, — коммен­тирует Александр Васи­льевич, стоя с пультом у экрана своего большого телевизора. — А это — самое красивое место в городе – площадь. Вот — бывший на­чальник ГАИ Скородумов, рядом начальник колонны Гончаров… и т.д., и т.д.

Александр Василье­вич до сих пор за рулём автомобиля, выращивает на дачном участке овощи, ягоды. Говорит, что рабо­та в саду даёт мотивацию к движению. Сам занимает­ся соленьем-вареньем. Чи­тает классику, любит Пуш­кина, Толстого, Шолохова. Смотрит новости по ТВ, пе­редачи по каналам «Моя планета», «История» и т.д.

Прощаясь, Александр Васильевич вновь вернул­ся к теме, с которой начи­налась наша встреча, — к теме исчезнувшего «ЗИЛ­ка».

- Органы власти горо­да в первую очередь долж­ны быть заинтересованны­ми в этом факте. Кто мог такое сделать? Какое пра­во имел? Это — памятник истории Назарово, память о трудовых коллективах в целом и память о каждом человеке поколения 60-х — в частности! Почему город должен потерять ПАМЯТЬ? Такого не должно быть! ПА­МЯТЬ надо вернуть!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

81