Меню
12+

Интернет-сайт газеты г. Назарово и Назаровского района «Советское Причулымье»

01.11.2017 18:19 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 44 от 01.11.2017 г.

Уроки трёх революций

Автор: Подготовила Анна САПОЖНИКОВА

Об истории и не только

Рубеж октября-ноября в России – судьбоносное время событий, меняющих ход истории. Победа народного ополчения над польскими захватчиками в 1612 году, Октябрьская революция 1917 года… И каждая дата несет с собой уроки для нас, главное — их понять.Как сегодня воспринимают события давно минувших дней старшеклассники, как преподается история в школе – эти и другие вопросы мы обсудили с учителем истории лицея №8 Валентиной Николаевной ГОНЧАРОВОЙ и ее учениками.

- Ребята, поделитесь своим отношением к историческим событиям октября-ноября, ко­торые сегодня отмечены в ка­лендаре красным числом.

Ваня: — По поводу 4 ноября могу сказать только, что если бы в тот момент победили поляки, то это повлекло бы за собой опреде­ленные последствия. Но эта дата от нас так далека, что я не могу назвать ее самой значимой. Если оценивать Парад на Красной пло­щади 7 ноября 1941 года с точки зрения значимости в событиях Великой Отечественной войны, то да, значение его велико. Но с сегодняшних позиций, опять же, он не настолько важен, как дру­гие события. 7 ноября я также не считаю необходимым праздно­вать. По-моему, для российской истории было бы лучше, если бы Октябрьская революция не со­стоялась. Революция 1905 года была прогрессивной, она пошла на пользу государству. А вот Ок­тябрьская революция – нет. При этом я считаю Ленина талантли­вейшим теоретиком. Его теория империализма для меня выше теорий других мыслителей.

Саша: — Думаю, что Парад на Красной площади в 1941 году очень важен. В первую очередь, сами люди увидели, что стра­на способна дать отпор, что она сильна и заставит с собой счи­таться. Про большевиков добав­лю, что во время 1-й мировой вой-ны они занимались подрывной де­ятельностью в армии. В то время, когда необходимо было сплотить­ся, они разобщали людей.

София: — Сложно оценивать со­бытия прошлого. 1612 год был так давно, я не могу представить даже, что было лет 20 назад... А введение этих праздников говорит о том, что у нас идет воспитание патриотизма. Однако я считаю, что если человек не кричит на каждом углу, что любит страну, то это совсем не значит, что он не патриот. Он любит Родину, но не заявляет об этом громко.

Сания: — Мне кажется, что день победы над польскими ин­тервентами необходимо пом­нить, он ознаменовал собой окончание Смутного времени. Важно чтить народных героев Минина и Пожарского за то, что они сделали. Неизвестно, что стало бы с нашей страной. А по поводу революции скажу так: революция не выбирает, быть ей или нет, просто были созданы условия для этого. Сложно ска­зать хорошо или плохо, что она состоялась. Допустим, если бы сейчас власть захватила группа агрессивно настроенных людей, мы оценивали бы это негативно. Но революция впоследствии вы­вела Россию на путь модерниза­ции… И, опять же, лучшие умы, интеллигенция были изгнаны за рубеж. Далеко не все события можно оценивать однозначно.

Валентина Николаевна: — Я хотела бы обратить внимание на параллель исторических событий 1612, 1917 и 1993 годов. Каждый раз это был октябрь (даты отме­чаются в ноябре из-за принятия нового календаря). Каждый раз возникала смута, грозившая стране немалыми потерями. И всякий раз находились здоро­вые силы, которые могли выров­нять положение, спасти Россию. И обратите внимание: у нас с Францией течение революции происходило очень похоже. Это отмечал и Ленин. В этом я с Ва­ней согласна. Во Франции «ре­волюция пожирает своих детей»: все, кто стоял во главе, закончили свои дни на гильотине. И у нас все ведущие революционеры были уничтожены.

- Валентина Николаевна, как сейчас подаются события прошлого в учебниках истории?

- Сегодня детям даются раз­ные точки зрения на историче­ские события и аргументы, под­крепляющие эти точки зрения. Например, автор учебника исто­рии А.Данилов, по которому мы занимаемся, считает так: «Мы должны понимать, что в нашей истории многое определяет воля случая. Но важно, что историки и политики, придерживающие­ся разных точек зрения, смогли работать вместе, позволяя су­ществовать разным мнениям. Это было бы лучшим вкладом в осмысление революции и всего того, что случилось в России в 1917 году». Считаю, что это пра­вильно, потому что когда мы учи­лись, то все было по-другому – точка зрения партии была самая правильная. Сегодня нет одно­значной оценки, аксиомы, освя­щенной авторитетом власти. На­конец открываются архивы, счи­тавшиеся долгое время секрет­ными, и мы можем дать более объективную оценку событиям октября 1917 года. Уже сегодня их оценивают и как военный пе­реворот, и как бунт люмпенов… И все-таки историки пока не готовы анализировать революцию, еще слишком много темных пятен в этой истории. И чем больше от­кроется документов, тем объ­ективнее будет оценка событий.

- Расскажите о темных пят­нах подробнее.

- Существует еще много не­известных архивов. Я, как науч­ный историк по первому обра­зованию, с большим интересом изучаю архивные документы. Нас приучили к этому в Омском государственном университете, и теперь это часть моей жизни. Например, не так давно я изучала документы, которые раскрывают достаточно большую роль фин­нов в революции. Они активно поддерживали Ленина. А знали ли вы, что Ленин и Керенский учились в одной и той же гим­назии, что они предупреждали друг друга об аресте и начале революции? Вот еще вопрос: как гражданский человек, далекий от военной стратегии, смог так грамотно смоделировать на­чало революции, учесть, какой полк и где должен стоять... Мог ли Ленин сделать это один, или ему помогали специалисты? Или: зачем было штурмовать Зимний дворец, который и так практиче­ски не охранялся. Скорее всего, он, как и французская Басти­лия, стал символом революции. Многое еще неизвестно. Сейчас одно можно сказать наверняка: Октябрьская революция и более 70-ти последующих лет — этот мучительный путь можно назвать исторической драмой.

- Что можете добавить к словам учеников о государ­ственных праздниках?

- Парад 1941 года имел очень мощное воздействие на населе­ние. Также он заставил задумать­ся врагов страны. В сущности, наше слабое на тот момент госу­дарство заставило всех поверить в свою мощь и силу. Считаю, что подобные мероприятия и се­годня необходимы. Парад в год 70-летия Победы также заставил говорить о России весь мир, по­казал, что с нашим государством стоит считаться на мировой аре­не, говорить не сверху вниз, а на равных. К празднику 4 ноября уже многие привыкли, и введе­ние его оправдано не только с точки зрения распространения патриотизма, но и восстановле­ния исторической справедли­вости. На самом деле еще царь Алексей Михайлович в 1649 году объявил 4 ноября (22 октября по ст. стилю) Днем иконы Казанской Божией Матери. Ополченцы в 1612 году молились этой иконе, Петр I молился ей, и Кутузов про­сил помощи у Казанской иконы в войне с Наполеоном. И отмени­ли этот праздник при Советской власти. Кроме того, мы помним, что в ополчении участвовали люди разных национальностей и сословий, шли плечом к плечу защищать Родину. И сегодня об этом нам тоже напоминает эта важная дата.

- Спасибо за интересный разговор!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

69