Меню
12+

Интернет-сайт газеты г. Назарово и Назаровского района «Советское Причулымье»

06.12.2017 20:38 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 49 от 06.12.2017 г.

О дружбе, любви и поддержке

Автор: Людмила Иванова

Урок математики. Рядом с учителем — Есения

Школа без барьеров

Есть замечательное выражение: «Спасение одного ребёнка не изменит Мир. Но Мир, несомненно, изменится для этого одного ребёнка». Вот об этом сегодня (уже не в первый раз на страницах нашей газеты) и пойдёт речь. В последнее время

государство, общество в целом, теме инклюзивного образования в школе уделяет довольно много внимания. И это — радует, так как (признаться) много лет об этой проблеме говорилось мало. Напомним: инклюзивное образование обеспечива­ет доступность к образованию для детей с особыми возможностями здоровья. И, чтобы посмотреть, как на самом деле это реализуется в школах нашего города, мы побывали в школе № 9. Посмотрели на данную тему «со всех сторон».

О команде педагогов

и комфорте

Обучается в школе 954 ребёнка. Из них — 18 детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

- Если раньше такие дети обуча­лись по состоянию своего здоровья либо на дому, либо в специализиро­ванной коррекционной школе (при отклонениях интеллектуального ха­рактера), то сегодня, согласно зако­ну «Об образовании» и по желанию родителей, они имеют право зани­маться наравне со всеми учащими­ся в образовательной организации. И поэтому одной из ключевых задач любой школы является создание условий для данной категории де­тей, — говорит директор школы Олег Владимирович Моисеенко. — Есть в нашей школе несколько детей, кото­рые, по заключению медико-педа­гогической комиссии, обучаются на дому. Не ущемляются ли права дру­гих детей, получают ли они на уро­ках должное внимание со стороны педагогов, не влияет ли на учебный процесс тот фактор, что, наряду со здоровыми детьми, в классе учат­ся и дети с особенностями здоро­вья? Нет, не влияет. Никаких жалоб по этому поводу не поступало и не поступает. Почему? Считаю, что в школе работает большая, профес­сиональная команда — психолог, пе­дагогоги, классный руководитель. У нас в штат введен тьютер, который сопровождает детей в течение все­го времени нахождения их в школе. Кроме этого, наша задача состоит и в том, чтобы создать комфортные условия для таких детей. Напри­мер, 3 года назад мы участвовали в конкурсе по организации «безба­рьерной среды» и выиграли грант в размере более 900 тысяч рублей. Эти средства пошли на создание необходимых условий для детей, имеющих физические отклонения здоровья. Есть специальный ка­бинет, чтобы ребёнку было удобно заниматься за компьютером. Обо­рудована входная группа, пандус, чтобы на инвалидной коляске спо­койно попасть в школу. Оборудован для занятий кабинет психолога и т.п. Наверное, поэтому, когда родители видят такие комфортные условия, от них нет никаких нареканий. А чтобы убедиться, так ли это на самом деле, предлагаю вам побывать на уроке, посмотреть, как наши педагоги ра­ботают с детьми.

В кого попал первый «снежок»?

Итак, в разгар перемены, в со­провождении директора школы, я иду в 5В класс на урок математики. Меня встречает учитель Ольга Ни­колаевна Трушкина.

- Сейчас я вас познакомлю с ученицей, кстати, она одна такая у нас в классе, — с теплотой в голосе говорит педагог.

Гляжу на девочку и не верю сво­им глазам. Как не вспомнить краса­вицу-малышку с необыкновенным именем — Есения?! Её теперь трудно узнать, ведь первая моя встреча с ней состоялась около 10 лет назад. Тогда её бабушка пришла к нам в редакцию, и от неё мы узнали о про­блемах девочки и её семьи. Пыта­лись помочь, как могли. За это время Есения повзрослела, ходит в школу с 1 класса. Правда, не собствен­ными ножками, а с помощью мамы и папы. Присев рядом, листаю её тетрадку по математике: красивый, аккуратный почерк, ровные линии…

- Все ребята прекрасно пони­мают трудности Есении и очень хорошо к ней относятся, общаются на переменах… Да вы сами сейчас убедитесь, посмотрев и увидев, как дети включают её в работу на уроке. Сегодня она будет работать в груп­пе со всеми, — говорит учительница.

Для меня, окончившую школу ещё в прошлом веке, трудно было представить, как начинающие пяти­классники могут ответить на вопрос темы урока: «Владею ли я математи­ческим языком?». Но на самом деле оказалось всё очень интересным, увлекательным и запоминающимся.

Весь класс был разделён на группы, в каждой из них выбран старший, который объективно оце­нивал, кто лучше всех владеет ма­тематическим языком, умеет упро­щать выражения к решению уравне­ний и потом их выполнять.

- Сегодня у нас будет игра «в снежки». — И первый «снежок» бро­сает Настя в кого-то из своей груп­пы, — начала урок Ольга Николаевна.

И он «полетел» в Есению. Де­вочка медленно начинает читать задание на доске математическим языком. «Удвоенная разность вы­ражений А и В», — отвечает Есения и «бросает «снежок» в следующего участника игры. Почему я несколько подробно об этом? Да потому, что директор школы и говорил именно о профессиональной роли учителя в ведении учебного процесса в ус­ловиях инклюзивного образования.

Психологическая

поддержка

- Она включает в себя целостную систему, которая объединяет детей, педагогов, родителей и делает ак­цент на возможностях ребёнка, а не на ограничениях, — считает педагог-психолог школы Наталья Владими­ровна Фонарикова.

Она бывшая выпускни­ца этой школы. После окончания педагогического университета им.В.П.Астафьева в 2007 году вер­нулась на работу в родную школу. Имеет две специальности: учитель начальных классов и педагог-психо­лог. Увлечена своей работой, любит детей. Расписание построено так, что занимается она и индивидуаль­но, и с группами детей по специаль­ным образовательным программам и на основании тех диагнозов и ре­комендаций, которые дает город­ская медико-педагогическая комис­сия в отношении каждого ребёнка.

- По сути, такие детки иногда, кроме своих родителей, не видят никого, ни с кем не общаются. И ин­клюзивное образование — «вывод» их в общество. Это огромный шаг, когда особым детям открываются сейчас двери во все наши образо­вательные учреждения, им стали доступны различные мероприятия», — говорит психолог. — Мне нравится, как педагоги включают в этот про­цесс таких детей, при этом учитывая индивидуальные особенности.

Наталья Владимировна знако­мит меня с оборудованием каби­нета. Здесь есть всё необходимое, чтобы проводить ролевые игры, индивидуальные консультации, ока­зывать психологическую помощь, заниматься тренинговыми упраж­нениями.

- Кабинет разделён на различ­ные зоны, — рассказывает психолог. — Это — двигательная зона, а это — мас­сажная, стимулирующая нервные окончания ног. Здесь — спортивная, а если вы повернётесь направо, то увидите песочную терапию, она очень эффективна для снятия эмо­ционального напряжения. Есть у нас и воздушно-пузырьковая колонна. Если выключить свет — она зажжёт­ся, начнётся циркуляция воздушно-пузырьковых образований… То есть всё, что вы видите, помогает снять у ребёнка нервно-психологическое напряжение, провести коррекцию самооценки, развивать функцию памяти, воображения, внимания, формировать самостоятельность, активную жизненную позицию, ком­муникативные навыки…

Кроме всего сказанного, зада­ча психолога — вести наблюдения за детьми, так называемый мони­ториг. И диагностические данные по каждому ребёнку доводятся до педагогов. С учётом этого, учителя и включают детей в учебный про­цесс, в чём сегодня я и убедилась, побывав на уроке.

- Если раньше общение таких деток было очень ограниченным, то сейчас государство наконец-то поняло, что главная цель социали­зации — успешность их в обществе, — продолжает Наталья Владимиров­на. — И неважно, как ребёнок будет усваивать предметные занятия, важно то, насколько он успешен будет в обществе, насколько смо­жет сам себя защитить в социаль­но-бытовом плане. Проще говоря, научить его общаться с людьми, прийти, к примеру, в аптеку и до­ступным языком попросить помо­щи, или решить вопрос по пенсии, или самостоятельно купить себе продукты в магазине… Не секрет, что с каждым годом городская ме­дико-педагогическая комиссия всё больше и больше направляет детей на индивидуальное обучение. К при­меру, есть детки, которые никогда не выучат таблицу умножения, не так важно для них и знание гласных и согласных букв. Главное, как я уже сказала, научить их самостоятельно решать свои проблемы. И, в любом случае, успех зависит от совмест­ной деятельности педагогов и ро­дителей.

О любви

Было бы несправедливо, если бы я несколько слов не сказала о родителях. Такие детки нуждаются в особой заботе. Только родитель­ская любовь, терпение смогут де­лать чудеса.

- Всё, что умеет Есения, — заслу­га её мамы Натальи Владимировны Дальницкой, — считает учитель ма­тематики Ольга Николаевна. — Она сделала невозможное. Каждый день привозит её в школу, находится с ней здесь каждую минуту, занима­ется дома… Трудно даже предста­вить, что с таким диагнозом девоч­ка смогла добиться таких успехов в обучении.

Они могут нас

многому научить

В завершение хочется сказать следующее. Думаю, пройдёт опре­делённое время и тема инклю­зивного образования не станет в обществе предметом особого обсуждения. Наши дети все, без­условно, разные, но в то же время — равные! Мы уже приходим к этому пониманию. Все они умеют дружить, любить, переживать. Они учатся друг от друга многому. Одни — до­брожелательности, милосердию, толерантности, взаимопомощи, вниманию и уважению. Другие дают им пример терпения, жизнелюбия, оптимизма...

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

8