Меню
12+

Интернет-сайт газеты г. Назарово и Назаровского района «Советское Причулымье»

08.06.2017 10:15 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 23 от 07.06.2017 г.

Такие разные... Но равные!

Автор: Людмила ИВАНОВА

Ученики 1А класса с Дашей (3-я слева) и Данилой (2-й справа). Стоят: Ольга Сергеевна (мама Даши), Марина Александровна (кл. рук. 1А класса), Анна Сергеевна (мама Данилы)

Проект "Школа без барьеров" в Назарово

С сентября 2016 года на основании федеральных государственных образовательных стандартов и закона об образовании каждая школа теперь должна иметь условия для обеспечения возможности приёма всех детей без исключения в школы по месту жительства, независимо от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей. Чтобы подробнее рассказать об этом новшестве в образовании, мы побывали в школе 7. А чтобы понять важность и значимость, встретились не только с директором школы, педагогом, с родителями, но и с самими детьми. Имея ограниченные возможности со здоровьем, они обучаются вместе со своими сверстниками в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе).

 

- Из государ­ственной программы наша школа выбрала модель инклюзивного об­учения, при которой дети с особыми образовательными потребностями обучаются вместе со своими свер­стниками в одном классе, — рас­сказывает Ольга Владимировна Мартус, директор школы № 7. — Пре­имущество данной модели в том, что именно она наиболее эффек­тивно позволяет создать условия для социализации детей с особыми образовательными потребностями. Именно она предоставляет возмож­ность общения и вовлечения этих детей в социум на равных условиях, снижает уровень изолированно­сти. Кроме этого, обучение детей по этой модели, независимо от их физических, психических, интел­лектуальных и иных особенностей, позволяет воспитывать у всех тер­пимость друг к другу, готовность жить вместе, в мире друг с другом, понимать и принимать людей со всеми их особенностями и недо­статками. С начала учебного года в нашей школе обучаются 7 детей с умственной отсталостью (ин­теллектуальными нарушениями);

2 ребёнка с множественными на­рушениями развития: расстройство аутистического спектра, ранняя мозжечковая эпилепсия, наруше­ние слуха; 1 ребёнок с задержкой психического развития и 3 ребёнка с нарушением опорно-двигатель­ного аппарата с сохранным интел­лектом. С сентября следующего учебного года начнут обучение в

1 классе ещё 6 детей с разными на­рушениями развития (один из них — колясочник). Вступая в реализацию данного обучения, мы понимаем, что образовательное пространство должно быть выстроено с учётом определённых условий — кадровых, материально-технических и др. В зале ЛФК у нас есть 2 велотренажё­ра, беговая дорожка, тренажёр для пресса и др. Расширены дверные проёмы, переоборудованы разде­валка и туалетная комната, приоб­ретена спецтехника и бескаркасная мебель, оснащена сенсорная ком­ната, установлена кнопка вызова помощника, есть поручни, пандус… На полученные средства по линии министерства образования приоб­ретено специальное учебно-нагляд­ное и развивающее оборудование, интерактивные панели для реали­зации образовательных программ, программ ВУД, занятий с психо­логом, логопедом, дефектологом.

А после окончания уроков в этот день мне удалось встретить­ся с детьми и родителями.

Данила учится в 5А классе. У него проблемы со зрением (+16) и слухом. Оба заболева­ния — врождённые. До недавнего времени обучение было на дому. Последние два года (в 4 и 5 клас­сах) обучается в школе, как и все его сверстники. В школу ходит с большим удовольствием. Из предметов нравится математика и физкультура.

- В школу он ходит самостоя­тельно, — говорит его мама Анна Сергеевна. — У него очень хоро­ший классный руководитель. Доброжелательно относятся и одноклассники. Особенно Данила любит спорт, занимается дзюдо. Имеет коричневый пояс. Участву­ет в соревнованиях. Выигрывает. Есть медали, грамоты. В победи­телях не был, пока — все третьи ме­ста наши. К примеру, участвовал в первенстве по дзюдо г.Ачинска (завоевал третье место и имен­ную футболку). После окончания школы мечтает стать тренером.

А вот Дашу Петрову возит в школу на своём автомобиле мама Ольга Сергеевна. Там она находится с ней до окончания за­нятий. Даша учится в 1А классе. Самостоятельно, своими ножками она может передвигаться только по ровной поверхности, но с по­мощью мамы в здание школы и в класс заходит самостоятельно. У Дашеньки — тяжёлое заболевание: при родах был повреждён шейный и прямой позвоночник. И как ре­зультат — паралич ножек. Девочка перенесла две сложные операции. Предстоит ещё не одна. Кроме этого, есть проблемы и со зрени­ем, тоже была операция. А с ин­теллектом у Даши всё в порядке.

- Несмотря на проблемы со здоровьем, мы никогда не сидели дома, — говорит Ольга Сергеевна. -

Ходили в детский сад (на обучаю­щий процесс), в Дом школьника, сейчас по пятницам посещаем кружок. Она всегда просилась в школу. Ей нравится учиться. К примеру, она не могла дождать­ся, когда закончатся новогодние каникулы.

А вот какой диалог у меня про­изошёл с самой Дашей.

- Тебе нравится учиться?

- Очень.

- Друзья, подружки в клас­се есть?

- Да.

- Твой любимый предмет?

- ИЗО.

- Как учишься? Есть пятёрки?

- Есть. Когда получаю пятёрку, мама мне говорит: «Пятёрошница ты моя золотая!». А ещё она на­зывает меня «заинька», а папа -

«доченька».

- А что тебе ещё нравится?

- Я очень люблю свою учитель­ницу Марину Александровну. Она добрая, внимательная и красивая!

В классе, где учится Даша, есть и ещё одна девочка, у которой про­блемы со здоровьем. У Нелли Мо­скаленко — ДЦП. Но в этот день Нел­ли не было в школе и, к сожалению, пообщаться с ней не пришлось.

Честно признаться, ребятам 1А повезло с учителем. Марине Александровне Боднар — 33 года. С детства мечтала стать педаго­гом. У неё два педагогических об­разования (две специальности): педагог коррекционно-развива­ющего обучения и психолог. Есть опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностя­ми (9 лет отработала в коррекци­онной школе). В другой профес­сии себя не мыслит. «Не могу без детей», — признаётся она.

- В классе у меня 18 детей, в том числе 2 девочки, которые не­много ограничены в движении, -

рассказывает Марина Алексан­дровна. — Но все дети вовлечены и в учебный, и в воспитательный процессы. Даша и Неля прини­мают активное участие на уроках: отвечают, в том числе, выходят к доске. Я, конечно, сопровождаю, держу за ручки. К тому же у доски есть специальные поручни… Ре­бята в классе уже привыкли к осо­бенностям этих девочек. В начале учебного года была проведена ра­бота со всеми родителями детей, где они были извещены о том, что у нас в классе будут учиться Даша и Неля. Потом проведена была работа непосредственно с деть­ми. Они молодцы, всё понимают. Конечно, программа для девочек адаптирована. Структура урока особенная. Очень сложно постро­ить урок, чтобы поняли все, ведь программа — одна. Девочки сидят не за одной партой, а с другими девочками. Это для того, чтобы с помощью других детей помочь им побыстрее что-то сделать на уроке. Посмотрите, у нас в классе стоят ортопедические парты, есть поручни (и у доски, и в информа­ционной зоне). Рядом с классом кабинеты психолога, логопеда, сенсорная комната…

Подводя итог разговора, мож­но честно сказать: в школе дей­ствительно царит аура доброты, созданная педагогическим коллек­тивом. Несмотря на особенности детей, связанные с ограниченными возможностями их здоровья, они здесь — равные среди равных! Такой подход, несомненно, один из по­казателей того, что в нашем обще­стве первостепенны принципы гу­манизма, добра и справедливости.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

15