Меню
12+

Интернет-сайт газеты г. Назарово и Назаровского района «Советское Причулымье»

30.06.2020 12:27 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Культ медведя в истории сибирского народа

Исследование шестиклассницы Преображенской школы

Мы продолжаем знакомить юных читателей с исследовательскими работами,

участвовавшими в районном конкурсе «Родники народные». Исследовательская деятельность – это актуальное направление в современной школе, с блестящими образцами которой мы вас и познакомим. Эту работу, посвященную культу медведя,

выполнила ученица 6-го класса Преображенской школы Анастасия Гаркуша под

руководством педагога Назаровского районного дома детского творчества Ольги Джебко.

Сибирь – наша родина

У каждого человека есть родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Я ро­дилась и живу в Красноярском крае — это край, где проживают люди с очень интересными обы­чаями и традициями. Традици­онная культура народов Сибири складывалась на протяжении многих веков. Она была приспо­соблена к природным условиям их обитания и складывалась через отношения между чело­веком и природой.

Особое место в культуре сиби­ряков занимает «медвежья» тема. Сибиряк воспринимал зверя как равного, как соперника, а в не­которых областях его даже обо­жествляли. В настоящее время для многих из нас медведь — это воплощение всего дикого в при­роде, кто-то им восхищается, кто-то его боится. Отсюда возникают вопросы, какой медведь на самом деле и почему это животное, которое по природе наделено всеми непривлекательными для человека чертами, считался куль­товым животным у сибиряков. Эти вопросы определили цель моей работы: исследование культа медведя в истории сибирского народа.

«Медвежьи поверья»

Русские крестьяне-старо­жилы Сибири часто использо­вали при разговоре о хозяине тайги слова «хозяин», «дедуш­ка», «старик». Нельзя было о медведе вслух неуважительно отзываться или ругать его, так как считалось, он услышит и обязательно отомстит.

Отдельное место занимает тема охоты на медведя. Грех охотиться на спящего медведя, прежде его нужно «выбудить» из берлоги. Перед тем как идти на охоту, охотники не забу­дут «поправить талан», то есть созвать застолье, пригласив родственников и соседей. Это нужно сделать для того, чтобы охота была удачной. У добытого медведя есть душа, и её нужно «выпустить»: как только медведь убит, вставить в пасть специаль­ные распоры. Когда добытого медведя привозили домой, вся деревня приходила гулять «на голову». Все эти традиции не­сут в себе элементы ритуальных действий.

Бытовало убеждение, что эти животные понимают чело­веческую речь. Охотники, убив медведя, считали своим долгом извиниться перед ним, а также, видимо, боясь последствий, говорили его «душе»: «Не я тебя убил, а тунгус». Согласно древ­ним представлениям, если не произнести магическую форму­лу, медведь и без шкуры встанет и достанет виновного.

Медведь представлялся сибиряку всеведающим суще­ством, обладающим сакраль­ным знанием. Он не съест, кого попало, а только того, «кого Бог отсулил». Медведь осуществля­ет суд Божий над человеком, виновным в каких-то прегре­шениях перед Богом и людьми. Иногда просто в том, что добыл слишком много медведей и теперь несёт вину перед всем медвежьим родом.

Убитый медведь, согласно представлениям сибирских крестьян, мог помогать людям в их борьбе с нечистой силой. Так, кое-где в конюшне было принято хранить отрубленную медвежью лапу, а дом, конский двор, хозяйственные постройки окуривать медвежьей шерстью. И сегодня охотники, как и про­чие селяне, считают, что мед­вежатина обладает лечебными для человека свойствами, а медвежьим салом можно вы­лечить болезни легких, а если съесть медвежьи глаза, будешь зрячим охотником. Отдельное применение было у языка, жел­чи и других органов.

«Медвежьи верования»

Глубоко верили народы Си­бири в идею оборотничества- превращения людей в медведя. Среди пожилых людей даже сегодня еще встречаются сви­детели, которые слыхали от старых охотников рассказы о том, что среди медведей встречаются «заколдованные мужики, а среди медведиц — бабы». Последние оказа­лись в таком положе­нии вследствие совершенных когда-то ими пре­ступлений. По данным некото­рых ученых, мед­ведь в воззрениях русских старожилов Сибири «проклятый отцом и матерью человек, отец его проклял, вот он и ушел в лес. Там его нечистый поджидал и шкуру на него медвежью надел. Сначала он шкуру носил непостоянно, иногда приходил к отцу, а тот его пуще ругал и проклинал. Ну он и вовсе ушел и с тех пор живет в лесу». При свежевании такого зверя под его шкурой оказывались «мужичья опояска либо бабий поясок», что наво­дило суеверный ужас на при­сутствующих.

Среди ответов на вопрос, почему все же именно в медве­дях охотники видели заколдо­ванных людей, современные ин­форматоры обычно в качестве доказательств приводят такие их повадки: умение стоять на задних лапах — это удивительная схожесть медведя, с которого содрана шкура, с человеком.

«Медвежий календарь»

Исходя из многолетних на­блюдений за поведением, по­вадками медведя, сибиряки делали предсказания о погоде, прогнозировали изменения в ходе времен года. Так, в Ени­сейском округе верили, что если зверь долго не залегает в берлогу, то зима будет суровой. У крестьян вызывала уважение приверженность косолапого соседа к точным датам кален­даря, как бы подтверждавшая его незаурядность. Считалось, что медведь впадает в зимнюю спячку со «сдвиженья» (Воз­движенье Честного и Животво­рящего Креста Господня), про­сыпается и покидает берлогу лесной хозяин под Благовеще­ние, т.е. 7 апреля.

«Медвежья» тема широко использовалась в святочных и масленичных ряжениях рус­ских сибирских старожилов. Для того, чтобы перерядиться «медведем», требовалось при­нять «косматый» вид, вывернуть шубы, тулупы шерстью наружу. Самые ранние сведения о ря­женых медведями относятся к середине ХIХ в. и зафиксирова­ны они для Енисейского округа, где так наряжались парни и молодые мужчины. «Медведь» ходил во время Святоч­ных вечёрок, при этом он специально косолапил, плясал и «охотил­ся» за девушками, т.е. подкатывался к ним, хватал за ноги. Глав­ной задачей ряженого мед­ведя было по­смешить людей, получить от них возна­граждение за «труды».

Были районы Си­бири, где, согласно старинной традиции, во время Масленки водили живых обученных мед­ведей. Медведь должен был уметь делать разные коленца, раскачиваться, кружиться, ку­выркаться через голову. «Миша, Мишенька» становился всеоб­щим любимцем, показывая, как ребята горох воруют, как бабы по воду идут. Создавалось впе­чатление, что медведь понимает человечью речь, пантомими­чески изображая то, о чем его просят.

Кукла-оберег

«Медведь – охотник»

Многочисленные археологи­ческие находки в полной мере подтверждают тот факт, что культ почитания медведя был очень распространён у сибирских народов. В захоронениях были найдены обереги и амулеты из когтей медведя, медвежьи лапы, глиняные скульптуры и изделия в виде медведя. В настоящее время образ медведя также ши­роко используется в амулетах, талисманах и оберегах, так как медведь — это сила, смелость, ум и хитрость, поможет избежать неприятностей, сделает чело­века более рассудительным, ловким и сильным не только физически, но и морально.

Работая над темой исследова­ния, я нашла информацию о том, что существовала кукла оберег «медведь – охотник». Этот оберег я решила изготовить сама.

Оберег «медведь-охотник» -

одна из народных сибирских кукол, адресованных мужчине. Образ медведя символизирует силу, храбрость, решительность, терпимость, обдуманность дей­ствий. Эту куклу дарили мужчинам перед охотой. Задача оберега — защита от неприятностей, травм и неудач во время охоты, раскрытие отваги, умножение мудрости для принятия решений, установка на удачу, приумножение.

Вот такой медведь – охотник у меня получился! Образ медведя в истории и культуре сибирского народа имеет особенный смысл, так как именно сибиряков олице­творяют с медведем. Медведь – мощный, сильный, непобедимый. И сибиряки – такие же: сильные и надёжные люди, но вместе с тем они очень добрые и отзывчивые. Именно нам, сибирякам, необхо­димо чтить и сохранять медвежий фольклор. Ведь недаром говорят, что каждое последующее по­коление стоит на плечах у своих предшественников.

Анастасия ГАРКУША

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

14