Меню
12+

Интернет-сайт газеты г. Назарово и Назаровского района «Советское Причулымье»

Красноярский край/г. Назарово
22 октября 2018, пн 2018.10.22 19:41:31
12+

Советское Причулымье

Советское Причулымье

1816

Колонка редактора

Пути земные

Mеmento mori — помни о смерти. Это знаменитое, общеизвестное выражение, как набат звучащее, пришло из древних первоисточни­ков, и суть его неизменна и поныне. Помни о смерти — предупреждение, чтобы человек не возгордился, помня о своей бренности. Но что после смерти, и есть ли она вообще? Эти вопросы неизбежно задавали себе все поколения человечества. У человека русского, верующего, православного, сомнений о жизни вечной нет. Предстать перед судом Творца готовятся и малые, и великие мира сего.

Кстати, по воспоминаниям младшей дочери Марии любимого на­родом полководца Великой Отечественной Георгия Жукова, в последние годы жизни он не раз говорил простые народные слова о том, что скоро и ему время придёт Богу душу отдать. Наверняка великий маршал Победы очень хорошо понимал, что после пути земного ждёт его там, в воротах вечности, самый главный суд, другая жизнь, а не смерть.

В августе много православ­ных и народных праздников. Любимы на Руси всегда были три Спаса: 14-го — Медовый, 19-го, в Преображение Господ­не, — Яблочный, 29-го — Орехо­вый. Традиционный обряд ос­вящения даров природы всегда проходит в храмах и церквях России красиво и радостно, с искренним благодарением за щедрость и милость Господа. Но один из самых значимых празд­ников августа — Успение Бого­родицы, 28-го. Этот праздник и среди десяти главных в пра­вославном календаре. Здесь вновь повторилась история с Фомой. По преданию, перед смертью Богородице явился архангел Гавриил и сообщил ей, что через три дня Она уйдёт из жизни земной. Богородица собрала со всех концов света апостолов, чтобы проститься, и мирно скончалась в назна­ченный срок. Похоронили её в пещере, вход завалили камнем. Апостол Фома опоздал, только через три дня явился покло­ниться святым останкам. Тела в пещере не оказалось. Усомнил­ся он и тут, как при Воскресении Христовом. Только спустя время чудесное явление Богородицы вернуло Фоме веру. Простой и в то же время чудесный смысл некоторых явлений нам часто раскрывается не сразу. Поче­му "успение"? — думалось мне раньше с недоумением. Пришла пора, и я начала понимать (зна­ния, может быть, были и рань­ше) значение слов "усопший", "кончина", выражение — "смер­тию смерть поправ". В нашей русской православной вере явления смерти не существует. Есть три рождения у каждого из нас. Человек родился — мла­денец увидел свет Божий, во плоти. Второе рождение — кре­щение: Духа Святого, благодати Божией приятие. Третье рожде­ние — успение в жизни земной, рождение для жизни вечной. Успение и воскресение Бого­родицы так же, как распятие и Воскресение её Сына "сущим во гробях живот даровав".

По сути, вся жизнь человека — путь к жизни вечной. Какой? Есть право выбора. А неверие ведёт к смерти духовной, к му­чениям адовым. "Не было бы добродетели, если бы не было бессмертия", — считает Иван, средний из «Братьев Карама­зовых» Достоевского. Его не­верие, сомнения утверждают вседозволенность, развязыва­ют руки Смердякову. И с мол­чаливого согласия отец убит, а Смердяков кончает жизнь са­моубийством. Совершены два тяжких греха. Безверие неиз­бежно ведёт по пути зла. А с верой и выбор очевиден — путь добра, ведёт он ко спасению, к жизни вечной, без мучений там. Чаще всего именно этот путь и выбирает человек верующий, православный. И Закон Божий — заповеди — становится ценност­ным мерилом всех его устрем­лений и поступков. Человек был задуман и сотворён как венец творчества Создателя. После грехопадения Евы и Адама сущ­ность человеческая повреждена грехом. Нам дана возможность вернуть задуманное Творцом совершенство, или хотя бы при­близиться к этому, спастись для жизни вечной. И наверняка За­кон Божий учреждён для того, чтобы спасти человека, сохра­нить человечество в целом.

Именно духовно-нравствен­ные ценности православия, в основании которых лежат за­поведи Христовы, сформиро­вали русский национальный характер, образ жизни. В пра­вославии — наше всё: добро­та, сострадание, милосердие, великодушие, широта и ще­дрость душевная, понимание и прощение. После семидесяти­летнего отречения и забвения, в конце 80-х прошлого века, Россия начала возвращаться к истокам своим. Тысячи храмов и церквей, несущих свет и спа­сение верующим, открылись с тех пор на русской земле. И мы, ныне живущие, — свидетели воз­рождения веры православной, возведения храмов и в Наза­ровском районе, и в Назарово. В городе строится Троицкий храм, уже заметно поднялись его стены. В Сахапте нынче от­крылась церковь, в Преобра­женском действует, заложены камни под строительство церк­вей в Красной Сопке, Павловке, Красной Поляне. С Божьей по­мощью, заботами благочинно­го о.Романа наш назаровский церковный округ расширяется, всякая инициатива с мест им всемерно поддерживается. В Ильинке на храмовый престоль­ный праздник, на Крестный ход собралось много народа, жаль, большинство из города. 20 авгу­ста в Степной приезжает митро­полит Красноярский и Ачинский Пантелеимон для освящения чу­десной красоты храма. Силами сотен людей укрепляется вера на назаровской земле, обрета­ем мы точку опоры, глубинный смысл нашего бытия. Однако печалит, что прихожан в неко­торых сельских храмах бывает на службах немного, не очень ухожены, мало благоустроены дворики того места, где вся­кий жаждущий поддержки на­ходит просвещение и умудре­ние сердцу и уму. Случайно мы в храм Божий не попадаем, в храм мы идём с надеждой на помощь в разрешении самых трудных для нас вопросов жиз­ни. Как жить, для чего? Идём, чтобы вновь и вновь услышать, уразуметь истину о скоромимо­ходящей красоте и бренности земной жизни, понять, осознать, что есть жизнь после жизни — вечная, и готовиться к ней надо уже здесь, на земле. И время, и возможность приготовиться у нас есть. Пути земные — пути к жизни вечной. Как их пройти до­стойно, со спокойной совестью Богу душу отдать? Трудно. Очень трудно. Вольно или невольно мы грешим по многу раз за день, хоть и сверяем свой путь с за­поведями, но смириться и не грешить не спешим. Почему? Не помним о смерти, не дума­ем, не осознаём, кажется, мно­го дней ещё впереди. Каждый день — как последний, не умеем так. Иоанн Лествичник в своей "Лествице" утверждает: "...Один истинный помысел, рождающий смирение, есть помышление о смерти... о страшном суде...". От смирения же уходит горды­ня и много других греховных помышлений — осуждение, за­висть, обида, празднословие, тщеславие. По пути добра и любви к ближнему тогда легче идти, и путь земной становится радостней и яснее. И дорог, на вес золота, становится каждый день, дарованный нам.

Елена МАРТЬЯНОВА

Комментарии (1)

  • olganiko, 11.02.2016 15:58 #

    Какую важную, нужную тему вы затронули Елена Евграфовна! спасибо, что напомнили о главном векторе нашего развития — о добре, милосердии, чуткости друг к другу. Пусть живительное ваше слово наполнит добрыми действиями сердца ваших читателей. не хлебом единым жив русский человек... И вас храни Господи!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.