Меню
12+

Интернет-сайт газеты г. Назарово и Назаровского района «Советское Причулымье»

Красноярский край/г. Назарово
19 декабря 2018, ср 2018.12.19 04:41:54
12+

Советское Причулымье

Советское Причулымье

1827

Колонка редактора

Воспитание чувств

Воспитание сердца, чувств человеческих, способности различать, что такое хорошо, а что такое плохо, что есть до­бро, а что зло, взращивание человека в человеке – это ли не неустанная, непрерывная глав­ная работа и забота родителей, школы. По большому же счету, всего общества. Осиливаем ли мы эту наипервейшую задачу в XXI веке? На первый взгляд, все, кажется, просто и понят­но, во все времена воспитанию подрастающего поколения –

будущего любого государства –

уделялось большое внимание. Однако приоритеты расставля­ются по-разному.

...Возле мусорки у 9-й школы толклась компания мальчишек 7-8 лет. Трое чего-то требовали у одного, пихали его, явно вы­могая что-то.

- Что они ко мне пристают?! -

заголосил чистенький, ухожен­ный парнишка мне, проходящей мимо. – Скажите им, чтобы не лезли!

Сказала. Трое встали в вы­жидательной позе – когда уйду? А мальчишка побежал к мусорке.

- Ты-то почему домой не идешь? – спросила я, поджидая, когда компания разойдется.

- Я покурить хочу!.. – на всю улицу, не стесняясь, завопил притесняемый ребятенок.

Такая история не исключи­тельный шокирующий случай. Скорее всего – примета наше­го времени. Не каждый день, но довольно часто (и, думаю, не я одна) вижу развеселые, шумные компании 9-10-летних ребяти­шек. На ходу курят, скверносло­вят громко, «без страха и упрека», как говорится, не стесняясь и не замечая прохожих. Впрочем, и на них мало кто обращает внимание, проходят мимо. Почему молча? Почему равнодушны, безучаст­ны? Конечно, получение порции моральных увещеваний пере­ворот в сознании бестолковых малолетних вряд ли произведет. Огрызнулись, чуток струсили и дальше себе на уме идут. Тре­вожиться нам надо: почему нет уважения к страшим, нет эле­ментарного понимания, что та­кое хорошо и что такое плохо? Нет страха, не того страха унизи­тельного физического наказания, а страха огорчить своих близких дурным словом, неблаговидным поступком. Не говорят об этом в семье, школе? Скорей всего го­ворят, воспитывают, но, навер­ное, мало, и я бы сказала – задом наперед: приоритеты в образо­вании, воспитании как-то неза­метно для нас всех поменялись местами. Воспитание духовное, нравственное ушло на «галерку», а на первом ряду «восседают» знания, успешность, образован­ность и другие из сего уровня. Думаю, опасность подстерегает нас здесь. Опасность вырастить бездушных, самовлюбленных, самолюбивых человеков, прене­брегающих и нуждами, и мнени­ем окружающих. Ведь что проис­ходит чаще всего сегодня? Чуть ли не с пеленок в детях культиви­руется тщеславие, честолюбие, поощряется их гордынька, само­любие. Мальчикам говорят: ты должен быть умным, образован­ным, сильным. Для чего? Чтобы быть успешным, сделать карьеру (и звучит-то как-то грубо и коря­во). Девочкам говорят: ты моя принцесса, красавица, умница. Опять же это очевидно внешние качества, но которые якобы при­водят к успеху в жизни. Во многих семьях, в современной школе ра­ботает эта примитивная формула успешности. Всевозможные шоу по TV, сайты, пресловутые пере­писки и лайки в сетях — везде красной нитью подогревается со­знание «какой я красавчик, какой я хороший!».

Спору нет, сильным, смелым, умным и успешным надо быть и стремиться к этому, конечно, с детства. Но для чего? Бесовская подмена цели в современном обществе очевидна – для себя любимого. О благородных целях бытия человека, оправдывающих все наши устремления и поступки, наш земной путь, говорится мало в каких семьях или вовсе умал­чивается. О служении ближним своим много ли мы думаем и го­ворим? Учим ли детей этому? Ум, сила, уверенность в себе, мастер­ство, успешность в профессии в первую очередь необходимы че­ловеку для того, чтобы быть опо­рой своим близким – родителям, своей семье, детям, людям, кото­рые нуждаются в помощи. Одним словом, быть полезным людям. А чтобы быть созидателем, творцом на благо людей, Родины – малой и большой, – в ребенке надо рас­крыть, воспитать другие качества, первостепенные: красоту сердеч­ную, духовную, доброту, милосер­дие, любовь. Да, да, любовь. Она –

дар, но чтобы ее получить, много-много трудиться надо.

Кроме бесовской подмены целей и приоритетов, опасно «отфутболивание». Дело воспи­тания ребенка родители, бывает, со спокойной совестью доверя­ют школе, общественным инсти­тутам, а школа – семье. Плоды и подмены понятий, и снятия с себя ответственности плачев­ны – растет поколение холод­ных красавиц, занимающихся самолюбованием, равнодуш­ных, циничных молодых людей, по сути – эгоистов, для которых все средства хороши, чтобы ока­заться «в дамках».

Очень верно подметил наши беды, подводные камни в со­временном российском обра­зовании протоиерей Валериан Кречетов, автор цикла статей и интервью «Христианство – это жизнь»: нельзя знания ставить на первое место! Знания без понимания могут привести к ка­тастрофическому разрушению человека. Духовному разруше­нию. Сторонник традиционного русского образования Кречетов считает: вначале воспитание нравственности, духовности, по­том – умение рассуждать, и толь­ко после учитель дает знания! Закон Божий – это была когда-то первая и главная дисциплина в русском образовании. Получив представление о плохом и хоро­шем, ребенок учился наблюдать и анализировать все происходя­щее вокруг, руководствуясь уже полученными нравственными правилами. Потом он получал знания, и их он также уже умел оценивать, согласуя с теми же законами духовными.

...Никогда не забуду историю со слепыми котятами. История длинная, трогательная, красоч­ная. Но коротко. Трое трехднев­ных котят были брошены на вер­ную смерть на помойке, в крапиве. Охрипшие от крика, еле живые, они попали в добрые руки. Да не в одни! Летом возле «Агаты» их раздавали двенадцатилет­ние Егор и Варя, их семилетняя сестренка Лиза вместе с мате­рью Ольгой. Котят выхаживали и кормили сначала в одном доме, потом в другом, оставить у себя не было никакой возможности, поэтому по вечерам раздавали. Через неделю все чудом выжив­шие малыши попали, по сути, уже в пятые добрые руки! И что осо­бенно впечатлило и порадовало: сердобольных назаровцев возле коробки с котятами мы встретили очень много. Не все могли позво­лить себе забрать слепого найде­ныша. Но сколько было искренне сочувствующих! Даже деньги ре­бятишкам давали — на прокорм. С гордостью и теплыми чувствами смотрела я на ребятишек, при­вязавшихся к беспомощным пи­склявым комочкам. С радостью, но и со слезами расставались они с каждым везунчиком. И на людей, искренне сопереживающих и ко­тятам, и ребятам. Добрых вокруг много! Не одиноки мы. Кто-то мо­жет сказать: велико ли дело – ко­шек жалеть. Хочу не согласиться. Воспитание чувств начинается с малого и в малом еще ребенке. И, конечно, в семье. Верить, лю­бить, сострадать – эти сокровища сердечные в семье хранятся и по наследству передаются. Так же, как стыд, совесть, скромность, уважение к старшим, умение при­носить пользу людям. Уверена и знаю: не только в малом сильны Егорка, Варя и Лиза. Это дружная, хорошая семья, где на первом ме­сте чуткость, забота друг о друге, внимательное и уважительное отношение к людям. В детях уже заложены представления о добре и зле, они боятся расстроить ро­дителей дурным словом, дурным поступком, потому что в семье еще есть любовь.

На самом деле таких семей у нас немало, где есть приемные дети, где просто много детей и где воспитание сердца, обрете­ние чувств начинается с рождения человека, на примере родителей.

Вспомнился сейчас парниш­ка с мусорки. Жаль его. И кричал-то он «я -покурить» совсем не осознавая, что это плохо. Не научили родители? Не успели? Или им не до того — другие ценно­сти? Легко и просто дети берут в сердце и плохое, и хорошее, до­брое и злое. Очень хочется, что­бы добрый, правильный человек когда-нибудь оказался в жизни этого мальчишки. Подсказал, на­учил, как быть и как жить в этом мире, чтобы спокойно засыпать по вечерам и легко и радостно встречать новый день.

Елена МАРТЬЯНОВА

Комментарии (1)

  • olganiko, 11.02.2016 15:58 #

    Какую важную, нужную тему вы затронули Елена Евграфовна! спасибо, что напомнили о главном векторе нашего развития — о добре, милосердии, чуткости друг к другу. Пусть живительное ваше слово наполнит добрыми действиями сердца ваших читателей. не хлебом единым жив русский человек... И вас храни Господи!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.