Меню
12+

Интернет-сайт газеты г. Назарово и Назаровского района «Советское Причулымье»

Красноярский край/г. Назарово
19 декабря 2018, ср 2018.12.19 12:46:31
12+

Советское Причулымье

Советское Причулымье

100

О нищете и богатстве

Что важнее в деле сохране­ния цивилизации, человечества, общества здорового, гуманно­го? Материальные ценности и ориентиры или духовно-нрав­ственный вектор развития: че­ловеческое общение, ценность человеческой жизни и личности, неустанный труд сердца для лю­дей — близких и тех, кто встре­чается на пути? Кажется, ответ очевиден и прост: мир не рух­нет в порочную бездну забвения и разрушения до тех пор, пока сердца наши будут горячи и от­зывчивы, а души будут трудить­ся. Что же сегодня происходит с нами, homo sapiens XXI века? Во главе угла стоит золотой те­лец и множится духовная ни­щета? Или побеждают добрые, сердечные устремления? Одно­значный ответ на эти вопросы, волнующие человечество со вре­мен сотворения мира, дать труд­но и сегодня. «Добро со злом борются, а поле битвы — сердца людские", — утверждал в поза­прошлом веке наш знаменитый русский классик. Сегодня мало что изменилось. Грехопадение наших прародителей — Адама и Евы — обрекло нас на эту непре­рывную борьбу.

Однако масштабы падения в бездну порока в современной действительности ужасают. С содроганием душевным любой здравомыслящий, нормальный человек воспринимает сообще­ния по TV о случаях вопиющей жестокости. Мать публично изби­вает, пинает, швыряет пятилетне­го сына. Трое девочек-подрост­ков бьют пинками в лицо сбитую с ног однокурсницу, снимают на видео с циничными, унизитель­ными комментариями — и пока­зывают эту картину всему миру через Интернет... Мать продает своего ребенка. Что может быть подлее, ниже, жестокосерднее? И это лишь немногие примеры наизнанку вывернутой пороч­ности сердечной. За что? Отку­да? Почему такое происходит? Мы можем только домысливать, предполагать, отвечая на эти во­просы. Одно можно утверждать без сомнения: все беды нрав­ственного порядка происходят от нищеты духовной, которая, в свою очередь, — от дефицита любви и внимания. Духовная ни­щета чаще всего приобретается в детстве — из семьи, школы, сре­ды обитания. Но основным ис­точником духовного богатства и защиты во все времена всё-таки, в первую очередь, была се­мья, её ценностные ориентиры, уклад жизни.

Давайте посмотрим со сто­роны, непредвзятым взглядом, на среднестатистическую со­временную семью. Что зачастую важно и первостепенно в семьях, где отсутствует православный уклад жизни, основанный на ду­ховных ценностях, которые про­сто и доступно прописаны в де­сяти заповедях Божьих. Конечно, материальное благополучие. Олигархи, чиновники, нечистые на руку, неустанно обрастают яхтами, самолетами, золотыми унитазами. Стереотипное же, распространенное представле­ние об успешности семьи сред­него достатка — наличие у неё квартиры, дачи, машины или двух, по машине и квартире — де­тям. Как ни парадоксально, когда говорят о благополучии семьи, редко услышишь, что главное ее богатство — любовь, взаимоува­жение, забота о духовных и нрав­ственных интересах детей, их душевном мире, доброе, внима­тельное отношение друг к дру­гу. И все разговоры, как прави­ло, сводятся к тому, кто, где, что и по какой цене купил... Вы толь­ко задумайтесь, как часто мы вместе с детьми (независимо от возраста) читаем добрые книги, смотрим добрые фильмы, а по­том рассуждаем о характерах ге­роев, о добре и зле, о благород­стве и подлости? Как часто мы вместе ходим в кино, театры, на концерты, спортивные занятия? Бываем ли всей семьей в церк­ви? А как часто, не на словах, а на деле, видят дети в семье за­боту о престарелых родителях — своих дедушках и бабушках? Не за мзду — за деньги, за наслед­ство — а по зову сердца, по со­вести ... В современной семье мать, как правило, груженная авоськами (была бы третья рука — и в нее прихватила), озадаче­на тем, как накормить, обуть, одеть. Отца семейства одолева­ют заботы о финансовом благо­состоянии — сначала заработать квартиру, потом все в квартиру и т.д.. Порой родителям не до уроков и успехов чада в школе, а уж в душевный мир и интересы дитя вникнуть и вовсе на мысль не приходит... Занятость, жизнь такая, обстоятельства, нужда — это все отговорки, попытка успо­коить совесть. В глубине души иногда, однако, мелькнет: что-то не так делаю, не так живу. А у многих и не мелькает. И служе­ние золотому тельцу становится нормой жизни. О любви, добро­те, чуткости редко говорят в та­ких семьях. Что же можно ждать от детей при таких отношениях?

Равнодушие, безразличие, душевная черствость, холодное сердце, нелюбовь бесследно не проходят. Возвращаются буме­рангом в детях, внуках, правну­ках — в их бедах и несчастливых судьбах, в их бездушии и же­стокости.

Безрадостная, грустная кар­тина нищеты духовной наводит на мысли о бесславном конце человечества. Конечно, только части человечества. Ведь рай и ад, жизнь будущую, после смер­ти физической, мы готовим себе сами. Выбираем между добром и злом. Эти вопросы душевной борьбы между порочными на­клонностями и добрыми помыс­лами волновали во все времена всех мыслителей и писателей, художников и поэтов. Великий знаток психологических проти­воречий души Ф.М.Достоевский, рассуждая на эту тему, писал: "Все религии и нравственности мира сводятся на одно: "Надо любить добродетель и избе­гать пороков". Чего бы, кажет­ся, проще? Нут-ка, сделайте-ка что-нибудь добродетельное и убегите хоть одного из ваших по­роков, попробуйте-ка, — а?". Да, это трудно. Но рядом со злоде­ями, подлецами и мерзавцами у Достоевского всегда стоял "иде­альный человек" — смиренный, кроткий, простодушный, прини­женный, но с горячим сердцем. Или злодей, или подлец, у кото­рого добрый порыв побеждал порочную страсть. Героям До­стоевского больше сотни лет, но мало что изменилось в человече­ской природе. Рядом с духовной нищетой стоит духовное богат­ство. С возрождением в России православия становится тверже с каждым годом надежда на ду­ховное и душевное прозрение. И примеров тому множество.

Трудно, очень трудно найти "идеального человека" — обра­зец бескорыстия, великодушия, безотказного служения ближне­му, с принижением своих личных (материальных и прочих) инте­ресов, — когда каждый шаг серд­ца и души для людей. Когда каж­дому движению мысли, поступку мерилом служит совесть, мило­сердие, сострадание, добро­та. Таких, наверное, немного на свете. Может, мне просто еще не довелось встретить?.. Однако в жизни каждого смертного обя­зательно встречается случай, а может, и не однажды, когда ми­лосердные струны души дрог­нут и миг добра произойдет. Эти сострадательные струны души у тысяч людей разбудила тяже­лая болезнь (лейкоз) Кристины Козленко"... Я даже плакала от счастья, представляете? Оказа­лось, что в мире столько добра и любви. Я никогда не подозрева­ла, что в мире живет столько лю­дей, которым не все равно на чу­жую беду...", — не скрывая слез, чувства неизмеримой благодар­ности, делится 20-летняя девуш­ка, победившая болезнь только благодаря сердечному участию людей, многие из которых ей не­знакомы.

И таких случаев, возможно­сти душевного труда, сердечной щедрости, сострадания в жизни каждого из нас очень много, на каждом шагу — и в кругу семьи, и на месте службы. Да и про­сто на улице, мимоходом, Бог дает нам возможность делать добрые дела, поступать по его простым, общеизвестным за­поведям. И духовная нищета, и духовное богатство множатся по принципу цепной реакции. Надо, наверное, почаще делать поверку своим сердечным дви­жениям, выверять вектор до­броты и любви. Прислушиваться к своим помыслам, направлять, "убегать" греха равнодушия, ко­торое порождает массу других пороков. Это ведь в наших си­лах — "не позволять душе ленить­ся", а сердцу — не охладеть. Не правда ли?

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.