Меню
12+

Интернет-сайт газеты г. Назарово и Назаровского района «Советское Причулымье»

Красноярский край/г. Назарово
19 декабря 2018, ср 2018.12.19 04:41:54
12+

Советское Причулымье

Советское Причулымье

1

Восток идёт в Сибирь? Зачем?

Мы привыкли жить в многонаци­ональном государстве. Россия испокон веков была интерна­циональной. Люди с восточной внешностью всегда вызывали только интерес: какие они — куль­тура, традиции, почему покинули историческую родину? Однако трагические, страшные события последних лет — теракты в Петер­бурге, Москве, других городах — заставляют с настороженностью оглядываться на иностранцев с юга. Восток идёт в Сибирь? За­чем? Почему наш город привле­кателен для таджиков, узбеков, киргизов? Почему Сибирь? Су­ровая, холодная, признающая только сильных духом, крепких, выносливых, стала приютом (кому временным, а кому-то по­стоянным) для горячих восточ­ных людей? Причины сорваться с родных мест и уехать за не­сколько тысяч верст, конечно, у всех разные. И для нас, росси­ян, соседство и мирное житие с народами других национально­стей совершенно естественно и нормально, можно сказать, уже добрую тысячу лет. Как говорит­ся, лишь бы человек был хоро­ший, ведь у добра и зла нет цвета кожи, языка, возраста.

Дружба народов — это понятие не новое, не из советских времен, ког­да, впрочем, мы назубок знали "15 республик — 15 сестёр", с воодушев­лением изучали их быт и культуру. Помню, как в классе 5-м я с увлече­нием переписывалась с ровесницей из Шауляя, с искренним интересом мы узнавали друг друга, маленькими совсем девчонками мы осознавали вполне, что живем в одной большой семье — СССР. Однако начало у "друж­бы народов" уходит в глубокую ста­рину, X-XI века. Когда собиратель и защитник русских земель князь Вла­димир Красное Солнышко фактиче­ски положил начало формированию единой русской нации, объединив и другие народности, что стало ос­новой строительства централизо­ванного государства. Будучи князем киевским он присоединил все вос­точнославянские племенные союзы: языки, культуры, религии он собрал в одну огромную семью. Объединя­ющим началом стало Православие, Крещение Руси. Но в решении князя выразилось и стремление нашего народа к идеалам добра, правды и справедливости, братской сплочен­ности и солидарности "со всем ми­ром", основанной на уважительном отношении к культуре и быту малых народов. Достоевский назвал это устремление "всечеловечностью". Собирание земель и народов уже вокруг Москвы продолжили Даниил, сын Александра Невского, Иван Кали­та, его внук Дмитрий Донской, Иван III, продолжили и многие из царствую­щих Романовых. Понятна и близка эта прописная истина нам и сейчас, в XXI веке: не только дружба правителей, но и сплоченность и солидарность народов, их стремление жить в мире и согласии — великая сила, которая дает мир и благополучие каждому дому, каждой семье.

Да, мы привыкли жить в многона­циональном государстве, объединя­ет нас не только тысячелетняя исто­рия мирного соседства, объединяют нас, делают людьми общечеловече­ские ценности — доброта, любовь, со­страдание, милосердие. А это осно­вание, на котором строится культура любого народа.

Наш город многонациональным стал в основном в советское время, кого в ссылку отправляли к нам, кто на стройку приезжал, когда в 60-е годы началось у нас интенсивное индустриальное развитие. Семьи приезжали на время, а оставались навсегда, город становился родным. Назаровцами, сибиряками считают себя комсомольцы-добровольцы нескольких десятков национально­стей, для их детей и внуков Назаро­во — это уже малая родина. До сих пор "химики" (почему так?) зовем мы панельные дома в районе магазина "Первого" по ул. 30 лет ВЛКСМ. В них жили поселенцы — "химики", на посе­лении отбывали наказание киргизы, казахи, дагестанцы, граждане других южных республик Союза. Многие так и остались жить в нашем городе, же­нились на местных или привозили жен из своих. Честных, достойных, трудолюбивых людей среди них было немало. Назарово и сегодня, как ни странно, остается привлекательной территорией для иностранцев, при­езжие из стран СНГ (бывших союз­ных республик) теперь — иностранные граждане. Обычно человек оставляет родные места в поисках лучшей доли, работы. Когда качество жизни на но­вом месте возможно хорошее. По данным отдела по вопросам мигра­ции назаровской полиции, в город и район, по сравнению с прошлыми го­дами, приезжих из-за границы мень­ше. Однако едут. Значит, находят воз­можность и у нас обеспечивать свои семьи. За 9 месяцев текущего года на миграционный учет поставлено 608 иностранных граждан. Сегодня на учете в полиции стоит 255 чело­век, большая часть из них приехали на время, постоянно проживающих — 44. Едут к нам из Молдовы, Украины, Беларуси, Азербайджана, Киргизии, Казахстана, Армении, больше всех — узбеков и таджиков.

И, надо сказать, таджики нашли свою нишу на рынке. Все магази­ны "Мега-фрукт" в городе, а их от­крылось уже немало, — таджикские. Продавцы всегда предельно внима­тельны и вежливы. Но почему-то по­стоянно меняются. В один из таких магазинчиков хожу постоянно, так вот, за год продавцов 5 или 6 смени­лось. Знакомлюсь с очередным про­давцом — Абдувахам зовут. И как-то неподдельно открыто и искренне, эмоционально он ведет беседу, рас­сказывает о себе. Работал в Таджи­кистане плотником, причина приез­да в Назарово — личная, но у нас ему понравилось, скоро уже оформит гражданство. Поддерживать друг друга таджики умеют, особенно по-родственному, да и хороших знако­мых в трудную минуту не оставят. Вот и работа есть, говорят, на родине, а ведь едут к нам, в Сибирь, не боятся. И они не из породы перекати-поле, не пугают их перемены, трудности ново­го места, умеют работать. Видно, и Абдувахам трудолюбив, искренний, простой, хороший человек, семью свою любит. Таких среди них много, беззлобно живут, людей уважают. Останется ли добрый Абдувахам в Назарово? Одно понятно, где бы он ни жил, по-человечески будет жить.

На самом деле, таких людей с Востока, которые когда-то местом жительства выбрали наш городок и своим трудолюбием и порядочно­стью заслужили уважение, у нас в городе много. Около 50 армянских семей, а в них уже по меньшей мере трое-четверо детей, живут в городе и районе. С другой стороны откры­ла для себя недавно семью Арабян. Интересным, душевным получилось общение с главой семьи Сираканом Вартовичем, где он раскрылся как че­ловек с высоконравственными пред­ставлениями о семье, отношениях между людьми, о месте и роли чело­века в этом мире. Что известно наза­ровцам про него? Арабян построил то, отремонтировал это, "Стройдом Ани" работает уже много лет. За 22 года жизни в городе Арабян действи­тельно много чего сделал в Назарово, уважаемый человек, очень трудолю­бивый. Представить его без дела, не у дел просто невозможно. Но самое его большое и главное дело в жиз­ни — это, конечно, прекрасная семья: жена Альфина, дочери Тутик и Тама­ра, сын Сетрак, уже семеро внуков. Все живут рядом с родителями. Есть у Сиракана еще много маленьких, но важных дел, и, по сути, и самых больших, — которые проистекают от доброты и щедрости сердечной. Он о них никогда не рассказывает, и можно только догадываться, зная его хоть чуть-чуть, сколько хорошего и до­брого сделано им для нуждающихся и для города. Безотказен он, если у него просят помощи.

- Почему в Назарово? Мы, армя­не, легко приспосабливаемся и верно служим государству, в котором жи­вем, — рассуждает и вспоминает Си­ракан время, когда семья переехала в Назарово, середина 90-х, нестабиль­ность в Грузии — они грузинские армя­не. Приехали в Назарово погостить к родителям жены Багдасарянам, да так потом и остались. — Где можно жить, где можно работать, — там и жи­вут армяне, трудолюбивый народ. А между собой мы, назаровские армя­не, шутим: кто приехал жить в Наза­рово, остается здесь. У меня иногда спрашивают: когда на родину? Здесь уже родина — дети, внуки, друзья...

Тем более, и сибирский холод не властен над армянским колоритом в семье Арабянов, традиции, культу­ра народа бережно сохраняется во всем. Дети и внуки разговаривают, поют, танцуют по-армянски. Блюда армянской кухни — любимые в се­мье, обожают особенно все, когда Сиракан сам готовит толму, первая специальность у него... повар, и по­стоять у плиты — это у него самое ув­лекательное из занятий. Но главное богатство Арабянов — духовно-нрав­ственная погода в семье, здесь очень все ценят честность, доброту, трудо­любие, уважают старших и молодежь, уважают другие культуры и религии. Свято чтятся догматы Армянской апостольской Церкви. Все дети вен­чались, бывают на службах. Ездить в церковь приходится в Красноярск, но для семьи это всегда очень важное событие. Особенно сейчас. Нелегкое время в семье, тяжело, когда, бывает, ничем не можешь помочь близкому человеку, осознаешь свое бессилие. Дорога ему семья, дорога жена. За­таенная глубокая грусть в глазах. И доброта, и покорность. Про таких, как Сиракан, верящих в Божье про­изволение и милость, добро, любовь, созидание, стремящихся к доброму, разумному, вечному, эти замечатель­ные строки стихотворения "Молитва" вел. князя Константина:

Научи Ты меня соблюдать

Лишь Твою милосердную волю,

Научи никогда не роптать

На свою многотрудную долю.

Всех, которых пришел искупить

Ты Своею Пречистою Кровью,

Бескорыстной, глубокой Любовью

Научи меня, Боже, любить!

Счастлив ли Сиракан? Наверня­ка он считает себя счастливым, по­тому что немало ему по земным че­ловеческим меркам дано, а значит, и он многое может отдавать людям, по доброте своей и отзывчивости. У человечности, сострадания, чуткого сердца нет национальности, восточ­ным или западным его не назовешь. С добрым человеком рядом жить везде легко.

Елена МАРТЬЯНОВА

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.