Меню
12+

Интернет-сайт газеты г. Назарово и Назаровского района «Советское Причулымье»

Красноярский край/г. Назарово
19 декабря 2018, ср 2018.12.19 04:41:54
12+

Советское Причулымье

Советское Причулымье

6

Замуж невтерпёж? Или почему браков стало меньше

Недавно зашел спор с колле­гами о причинах сокращения бра­ков в России, о том, почему они не крепки. Видна эта печальная тен­денция сегодня невооруженным глазом. Однако и 2016 год, по дан­ным Минтруда, стал годом с ми­нимальным количеством зареги­стрированных браков в РФ. Мне­ния разделились. Одни говорили о нынешней тяжелой жизни. Ни квартиры молодым на блюдечке с голубой каёмочкой, ни зарплаты, чтобы и на хлеб с маслом в семье хватало, и обуться, одеться, и по заграницам иногда прокатиться. Как же тут семью создавать? Тяже­ло и беспросветно молодым. Дру­гое мнение: браков меньше как раз оттого, что жизнь легче и ка­чественнее, по сравнению с теми же 50-60 годами, 90-ми прошлого столетия. А молодежь, получив в наследство молодую, неразвитую демократию со свободой слова, доступом к информации любого пошиба и вдоволь "наевшись" за­падных и проамериканских "идеа­лов", которые формируют ложное представление о свободе, стала свободней в отношениях, эгои­стичнее, легкомысленнее, что ли. Прав и свобод много, а духовно-нравственные основы не зало­жены — ни семьей, ни обществом. Свободней, самостоятельней, бесстрашней стали и женщины, и мужчины. Разве женщина, спо­собная себя обеспечить, будет спешить создавать семью? А как заманчиво и красиво звучит пре­словутое "пожить для себя"! К чему мы с такими представлениями об отношениях и семье бездумно и неуклонно продвигаемся? К вы­миранию как нации? Тут невольно вспоминается известное мнение Черчилля, что Россию извне по­бедить нельзя, её можно победить только изнутри — разложить, раз­вратить, обобрать духовно.

Так что же является решаю­щим фактором для вступления в брак, а потом и сохранения се­мьи? Попробуем разобраться. Счастливы семьи, созданные и живущие в любви. Но брак по любви — большая редкость, дар Божий. Такой брак и в радость, и в крепость. И многое прощается и терпится. Однако, по молодо­сти лет, человек часто путает лю­бовь с влюбленностью. "Любовь долготерпит, милосердствует...; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт", — говорит апостол Павел. Влюбленность же, не проходит и года, конча­ется. Тогда брак — мука, которую в муку могут перемолоть только духовные скрепы православия. В любые времена, однако, лю­бовь не была основной причиной создания семьи. Чаще браки за­ключались по расчету. И не толь­ко материальная обеспеченность волновала родителей, если они, конечно, влияли на решение де­тей. Смотрели, из какой семьи: работящие ли, пьющие или не­пьющие родители и дети, как со здоровьем. И хорошо, если хоть какие-то чувства были у молодых. Огромный труд душевный, терпе­ние надо иметь, ответственность, чтобы сохранять семью без люб­ви... Раньше такие семьи сохраня­лись. Сегодня, чаще всего, союзы, заключенные по расчету, очень быстро распадаются и находится сотня причин, казалось бы, веских. На самом деле отсутствуют реша­ющие факторы для заключения и сохранения брачного союза — ду­ховно-нравственные, моральные ориентиры, а социально-экономи­ческая обстановка в государстве, уровень жизни позволяют молоде­жи не спешить создавать семью.

Давайте заглянем в историю, во времена не столь далекие. Как было раньше: в царской России, в СССР? В дореволюционной России проблем с вступлением в брак, сохранением семьи не существовало. Царская Россия — православная. Православный об­раз мыслей, образ жизни. Жили по Законам Божьим, тем самым, ду­ховно-нравственным законам, ко­торые укрепляли брак, делали его значимым и основополагающим в жизни человека. Законы простые и понятные: да прилепится жена к мужу, не прелюбодействуй (изме­на — это большой грех), не убий — аборт для женщины был крайним и мучительным шагом, поэтому рожали всех детей, которых давал Бог (даже и внебрачных). В много­детных семьях (а в основном такие и были) девочек спешили выдать замуж — лишний рот, но пристро­ить старались в хорошую, работя­щую семью с достатком. Царская Россия — крестьянская, поэтому способствовало созданию семьи и скрепляло её занятие натураль­ным хозяйством: женщина не мог­ла одна выполнять всю мужскую работу, и мужчине нужна была по­мощница. Много детей в семье — это еще и забота о своей старости. О вспоможении от государства по старости — пенсии — россияне тог­да могли только мечтать, забота о престарелых родителях была долгом детей, чаще всего родите­ли оставались в семье кого-то из младших (помоложе — покрепче). Ко всему — разрешение на развод церковь давала в исключительных случаях. Таким образом, духовные ориентиры, трудности и труд дела­ли институт брака в царской Рос­сии практически совершенным и нерушимым.

Что же в Советском Союзе делало брак популярным? Когда православный образ мыслей из­живали расстрелами, ссылками, гонениями. На смену пришел мо­ральный кодекс строителя комму­низма, списанный, впрочем, с того же Закона Божьего. Престижная работа, продвижение по службе для советского человека были невозможны, если он не пример­ный семьянин. В СССР вся личная жизнь была на виду и под бдитель­ным контролем партии. Тунеядцев, пьяниц, изменников безжалостно клеймили за аморалку на товари­щеских судах и собраниях, вплоть до исключения из партии. Такая семейная политика число браков увеличивала, а разводы сводила к минимуму. Осуждение товари­щей было самым действенным методом укрепления советской ячейки общества. И метод работал практически безотказно. Жилищ­но-бытовая сторона тоже вдох­новляла. После комсомольской свадьбы молодые, как правило, заселялись в комнату в общежи­тии. А если зарекомендуешь себя как хороший работник и семьянин, светила квартира.

Любопытные цифры удалось мне раздобыть в нашем отделе ЗАГС недавно. Их анализ позволя­ет подтвердить существование не­которых закономерностей в делах семейных. В 1950 году в городе (население, к сожалению, неиз­вестно) было зарегистрировано 219 браков и 3 (!) развода. Навер­няка не только беспощадный суд товарищей пугал людей. В тяже­лое послевоенное время люди стремились быть вместе — легче трудности переживать. В 1960 году: браков — 565, разводов — 55 (население около 30 тысяч), рождение детей — 1003(!) — это непростые хрущевские времена, продолжается восстановление народного хозяйства, усилились гонения на церковь. Скорее всего, и трудности влияли на стремление создать семью, и идеология ра­ботала. В 1980 году: браков — 590, разводов — 373, детей — 984 (на­селение около 54 тысяч). Разво­дов — почти две трети! Советская система начала давать сбой? В 1990 году: браков — 586, разво­дов — 269, детей — 875 (населе­ние — 65 тысяч). Это время начала развала СССР, время судьбонос­ных демократических перемен в стране, начало тяжелейших 90-х. И трудности вновь делают людей ближе, сплоченнее. В 2010 году (статистика по городу и району вместе — население около 77 ты­сяч): браков — 625, разводов — 370, детей — 936. В 2017 году (около 73 тысяч): браков — 421, разводов — 288, детей — 726...

Как видим, в любые времена морально-нравственные устои в обществе, трудности вынуждают людей быть опорой друг другу. Неприглядная картина в россий­ском институте брака сегодня. Такое положение вещей неизбеж­но. Зачем создавать семью, если можно жить в своё удовольствие, и никому твой якобы"облико мо­рале" неподсуден? Когда люди начинают жить лучше, социально-экономическая ситуация в госу­дарстве относительно стабильная (а это самостоятельность и неза­висимость и женщин, и мужчин, они попросту не нуждаются друг в друге), когда не обременены духовно-нравственными принци­пами, тогда и браки заключать не спешат. Хотя в последнее время для укрепления института семьи в России делается немало. Успешно работает программа материнско­го капитала, увеличены размеры пособий при рождении детей, мо­лодым семьям при покупке жилья помогает государство. Но опять же "палки в колеса" укрепления. В Госдуме, с подачи депутата от "Справедливой России", обсуж­дается законопроект о внесении в Семейный кодекс РФ понятия "фактические брачные отноше­ния". Что это значит? Сожитель­ство очень хочется кому-то при­равнять к официальному граж­данскому браку по прошествии 5 лет совместного проживания, со всеми вытекающими право­выми последствиями. К чему это приведет? Такое предположение страшно, но иначе не думается — к развалу института семьи, к раз­валу страны. Дай Бог, чтобы этого не произошло. Дай Бог, чтобы не страх перед "товарищеским су­дом" или осуждением общества, не страх перед жизненными об­стоятельствами объединял се­годня молодых. Пусть чаще всего заключаются браки на небесах, от страха Божьего, по Его воле. Без духовно-нравственных ори­ентиров нет крепких, здоровых семей, а это ведет к вымиранию нации. Возвращение к истокам — к тысячелетней православной вере предков — в этом наше спасение, укрепление мощи и процвета­ния России. Своему убеждению недавно нашла очень созвучное подтверждение. В повести прото­иерея Николая Агафонова "Свет золотой луны" чеченец Хамзат вот что говорит о русских и о Рос­сии: "Удивляюсь я на вас, какой вы недружный народ. Потому-то и всякие "самуиловичи" с вами что хотят, то и делают. А главная ваша беда, по моему твердому убеждению, что вы веру своих отцов потеряли. Народ без веры обречен на вымирание. И как вы любите говорить: свято место пу­сто не бывает. Это неправда. На­селение в стране всегда будет, а народ вымрет.

...Кто будет населять Россию через два-три поколения? Была бы у вас вера, вы бы тогда ис­полняли заповедь: плодитесь и размножайтесь. Поэтому-то я и убежден, что народ без веры об­речен на вымирание".

Слава Богу, возвращение к вере предков в России началось в конце 80-х прошлого столетия. И пока только первое поколение россиян рождено и воспитано в православных семьях. Чтобы воз­родиться и окрепнуть правосла­вию в России, конечно, еще нужно время. Уверена, добрые плоды укрепления духовно-нравствен­ных основ семьи в лоне правосла­вия, жизнеутверждающего учения Христа будут с годами умножать­ся. Мне помнятся 90-е, когда в нашем назаровском храме редко­стью было увидеть молодежь, де­ток. Сейчас, двадцать лет спустя, особенно в воскресенье на литур­гии, в храме не протолкнуться. И радостно-волнительно смотреть на красивых молодых мам с про­светленными лицами, которые несут и ведут ко причастию своих деток. Их много. И чаще всего это семьи многодетные. Это духовно крепкое, душевно здоровое бу­дущее нашей России, её сила и нерушимость.

Елена МАРТЬЯНОВА

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.