Меню
12+

Интернет-сайт газеты г. Назарово и Назаровского района «Советское Причулымье»

18.09.2020 19:43 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Скучаем по вам?..

К Дню грамотности — о грамоте и не только

Я уверена, прочитав данный заголовок, обязательно найдутся читатели, возмущённые неграмотным написани­ем. Давайте же и поговорим на эту тему! К тому же есть повод: 8 сентября был День всемирной грамотности.

Наш собеседник — Почётный работник общего образования Российской Федерации, победитель первого городского конкурса «Учитель года» (1999 г.), ветеран педагогического труда Людмила Сергеевна Круглова.

Её стаж работы учителем русского языка и литературы насчитывает несколько десят­ков лет. Уйдя на заслуженный отдых, Людмила Сергеевна вот уже более 10 лет — старший кор­ректор «СП». Мимо её опытного глаза в текстах газеты не прой­дут ни синтактическая, ни орфо­графическая ошибки, она под­скажет журналистам и правиль­ные стилистические моменты. Я предложила ей начать наш раз­говор с «работы над ошибками»: что не так в нашем заголовке? Ответ был очень интересный — лирический и поучительный. Читайте и мотайте на ус.

- И вновь твержу ребятам строго: «Пусть даже это не с руки, мы говорить должны «брелОки», и формы нет такой «брелки»… Не знают и другого слова, сколь ни

гляди ты в словари, «что за «ложить»? — твержу я снова, есть «класть», вот так и гово­ри… Коверкать речь нам не пристало, а лишь неграмотным одним: неправильно твердить «позвОним», скажи, конечно, «позвонИм»… И всюду слышит­ся нам фраза: «Как я соскучился по ваМ». «По ваС» — хочу испра­вить сразу и, в целом, окажусь права… «То лишь слова, — мне кто-то скажет, — зачем цепля­ешься за них? И это всё не так уж важно, к чему писался этот стих?». Предупреждаю всех за­ранее, коль отнесётесь вы бес­печно, — об уровне образования всегда расскажет ваша речь!

ЗАЧЕМ УЧИТЕЛЮ ПИСАТЬ ДИКТАНТ?

- Русский язык — многогран­ная, сложная наука, — считает моя собеседница. — В практи­ке устной и письменной речи у многих нередко возникают за­труднения самого различного характера. Есть такие правила — нормативные, где нельзя отсту­пить ни вправо, ни влево, писать только так, а не иначе. А есть фа­культативные случаи, когда мы можем написать или расставить знаки препинания по-другому.

Несмотря на огромный опыт, она сама несколько раз писала всероссийский диктант. Зачем?

- Интересно было проверить: не утратила ли я свои професси­ональные знания и навыки.

Получилось ли у неё? Об этом говорят оценки. Во всех случаях она получала только «5»!

Интересный факт. Между­народный валютный фонд подсчитал: экономическое развитие страны начинается тогда, когда уровень грамот­ности населения больше 40%.

Наверное, сложно сегодня найти рядом человека, который бы не умел писать и читать. Но есть выражение «добровольная безграмотность», когда человек, умеющий читать, не делает это­го из-за лени, не ценит данный дар. И на этот счёт я уже слышу реплики в свой адрес: «Безгра­мотный человек? И что?!». Но я же не говорю, что от этого че­ловек становится хуже. Но это и не делает его умнее других. Всё-таки у грамотного человека много преимуществ.

"СЛОВО — НЕ ВОРОБЕЙ"…

- Грамотность — это не толь­ко умение правильно говорить, писать, читать, это целый набор знаний и навыков в различных областях, помогающий чело­веку быть успешным, — считает Людмила Сергеевна. – То, на­сколько красиво и правильно мы говорим, пишем письма или со­ставляем электронные сообще­ния, — свидетельствует о нашем образовательном уровне. По сути, по этим важным штрихам и составляется образ человека, его настоящее лицо и, в конеч­ном счёте, «стоимость» его ус­луг на рынке труда. Образован­ность, эрудированность — это и показатели культуры личности. Грамотность нужна всем, и, ду­мается, управленцам особен­но. Это мощный инструмент в управлении. Согласитесь, гра­мотному человеку намного про­ще победить в споре и доказать свою точку зрения. К нему при­слушиваются окружающие. В конце концов с таким человеком интересно беседовать, он знает, какая лексика и в какой ситуации уместна. Используя хорошую и правильную речь, он может об­разно и точно выразить свои мысли. И рассказать историю так, что заслушаешься.

- Например?..

- Например, наш прези­дент Владимир Владимиро­вич Путин. Здесь и речевая культура, и ответственное, вдумчивое отношение к вы­бору языковых средств, и уместная ирония, и чётко вы­веренные фразы. Чувствует­ся, действительно знает и це­нит богатство родного языка. Слушаю его с удовольствием. Правда.

В обыденной нашей жизни, среди коллег, мне интересны многие. Ценю общение с ними.

Людмила Сергеевна призна­ётся, что в её жизни были люди, благодаря которым она и выбра­ла профессию учителя русского языка и литературы.

В школе образцом настоя­щего грамотного педагога для меня была Анна Васильевна Мо­розова, в педучилище — Елена Игнатьевна Кузнецова. Они про­сто влюбили меня в русский язык, — говорит Людмила Сергеевна. — И в школе № 9 рядом со мной работали такие грамотные сло­весники, как С.В.Подопрелова, Н.Г.Ждан, Л.М.Алькова, Н.Н.Попова, Л.В.Подойницына, Л.А.Сабодышина Л.П.Редькина...

НЕЛЬЗЯ ПРОЩАТЬ…

Но вернёмся вновь к русско­му языку, «великому и могуче­му», и, как было сказано выше, многогранно сложному. Какие ошибки чаще всего делают уче­ники? Да и не только дети, но и взрослые? Поговорим про «каз­нить нельзя помиловать»…

- Действительно, есть кате­гория ошибок, которые нельзя прощать, — говорит моя собе­седница. — Одна запятая может решить судьбу. Знаки препина­ния — синтаксис и пунктуация — это та область русского языка, которая для многих даётся на­много труднее, чем орфография. Грамматические нормативные правила необходимо знать. Но есть ещё и врождённая грамот­ность, зрительная память, орфо­графическая зоркость — умение видеть трудные, «ошибкоопас­ные», места в словах. Этими навыками в большей степени обладают, конечно же, люди, которые много читают. Убежде­на: художественная литература (классика!) — лучший помощник в повышении грамотности и куль­туры речи. Бывает, читаешь текст без запятых, без единого друго­го знака препинания и создаётся впечатление, что писал его чело­век с хаосом в голове. В связи с этим так и хочется (не сочтите это за нравоучение) дать совет: осваивайте, изучайте правила хорошей речи, старайтесь в со­вершенстве овладевать родным языком. И это станет для всех большим плюсом, особенно для людей публичных и управленцев.

СВЁКЛА-ФЁКЛА

А чтобы дети легче и бы­стрее запоминали правила, у Людмилы Сергеевны были свои секреты.

- Чтобы ребята легче усва­ивали, к примеру, орфоэпиче­ские нормы — ставили ударение в трудных словах, мы подбирали к ним весёлую рифму-слово, в котором никогда не сделаешь ошибки в ударении. Например, «тОрты», как «шОрты», поэтому следует говорить «тОрты», а не «тортЫ»; там на улице «затО­ры», там волнуются «шофЁры»; «свЁкла», как бабушка «ФЁкла» и т.д. Это помогает для запо­минания. Ещё: слово, в котором часто допускают ошибку. В каких случаях пишется «кОмпания», а в каких — «кАмпания»? Я объяс­няю это так. Берёмся за руки и встаём в кружок. Здесь и песен­ка поможет: «…встаньте, дети, встаньте в круг…». Получается буква «О». Круг друзей, прияте­лей это — «кОмпания». То же са­мое относится и к названию фир­мы, например, кОмпания СУЭК. Но если говорится о мероприя­тии, в помощники нам опять-таки весёлая рифма: кОмпания – это круг приятелей, кАмпания – ме­роприятие. Например, убороч­ная «кАмпания», предвыборная «кАмпания»…

Моя любимая внучка София в этом году пошла в 3-й класс. Мне очень хочется, чтобы она грамот­но писала, правильно говорила, по-настоящему полюбила бы книгу. Замечу, что современная школа открывает все возмож­ности для этого. Да и с учите­лями нашему классу повезло. В 1 классе — Любовь Георгиевна Кравцова, 2,3 — Алёна Викторов­на Кириченко. Обе — учителя от Бога. А сколько талантливых учи­телей в школах нашего города! Уважаемые коллеги. Горжусь!!!

ЭТИКЕТ И СОЦСЕТИ

Теперь поговорим не о са­мом приятном. Социальная жизнь, Интернет, гаджеты, чаты, онлайн не просто вошли в нашу жизнь, но и изменили наши привычки, распорядок дня и, конечно же, речь.

- Да, речь стала упрощаться, — считает Людмила Сергеевна. — Короткие фразы, предложения, СМС ( несерьёзное отношение к словам: «сёдня», «сичас», «щас» и т.д.). Смайлы упрощают речь. Не надо писать, поставил символ — вот тебе и радость, вот тебе и грусть… Вошли в моду слова-па­разиты, которые совершенно не украшают общение: «во, блин», «рухнул с дуба», «мне по бара­бану»… Много низкопробной литературы (чтива). Такие книги ни грамма знаний не прибавят, они засоряют, калечат наш язык. Да и на ТВ дикторы, ведущие программ иногда выдают такие языковые «перлы», просто диву даёшься. А уж об их героях и го­ворить не приходится. Тут как-то по одному каналу слышу: «Я чистию карму»… А вот эти вся­кие «модные» иноязычные, типа хайвэй, рекрутер, фэйк и т.п. Не спорю, без заимствований в со­временном мире не обойтись. Но в меру. Без засилия.

- Какое будущее ждёт рус­ский язык?

- Повода для беспокойства нет. Ни английский, ни какой-ли­бо другой язык не вытеснят наш родной. Русский язык — величай­ший, бесценный дар, который надо беречь!

НА КАКУЮ БУКВУ ПЕРЕМЕЩАТЬ?

Данные слова очень ча­сто используются в повсед­невной речи. Но мы иногда путаемся в ударении. Итак, читаем и запоминаем!

ДомОвая (книга), при­домОвая (территория), плотИна, баловАть, балУ­ем; договОр, договОры, согласно договОрам, со­гласно указУ, улица АрбУ­зова, обеспЕчение и обе­спечЕние; одновремЕнно и одноврЕменно; вручИшь, вручАт (подарок).

Людмила ИВАНОВА

На фото:

Мы решили на несколько минут вернуть Людмилу Сер­гееву в её любимую школьную атмосферу, сделав фото с внучкой в 3 классе лицея № 8.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

4