Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Назарово
15 мая, сб
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Назарово
15 мая, сб

Её величество - ложка! И бо-о-ольшая балалайка

14 апреля 2021
63

Русское музыкальное творчество тесно связано с народом - в нём жизнь и быт наших предков. И то, что дошло до нас, должно быть дорого нам. Хранить, беречь культурное наследие, которое оставили нам потомки России, - задача всех будущих наших поколений. Это - связь прошлого с настоящим.

Известно, что наши пред­ки научились извлекать звуки из всего, что было под рукой: различные свистульки, дрова, вёдра, стиральная доска, даже коса с пилой звучали и играли в умелых руках и конечно же дере­вянные ложки - символ русской культуры. Именно об этом и пой­дёт речь в этом материале.

Как вы думаете, можно ли стать всемирно знаменитым, играя не на скрипке или рояле, а, к примеру, на ложках? Оказывается, можно! Не поверите, но есть женщина, кото­рую называют леди Ложка (штат Северная Каролина, США), кото­рая стала звездой мирового мас­штаба всего лишь благодаря двум ложкам. Её игру в Интернете смо­трят миллионы людей. Эти неверо­ятные композиции посмотрела и я. Фантастика! Это просто космос!

Любят ложки и в нашем районе. Мы побывали в Под­сосенском СДК на репетиции ансамбля народных шумовых инструментов «Элегия». В со­ставе - простые жители села и специалисты СДК: его заведу­ющая Татьяна Лапина, художе­ственный руководитель Анато­лий Максимов и хормейстер Вячеслав Постоногов.

Русская душа подсосенских ложкарей

Вот уже более 10 лет руково­дит «Элегией» Вячеслав Посто­ногов. Ложки, баян, трещотка, бубен, ударные, бас-балалайка… Они выдают не какой-то там «шум» (инструменты-то шумо­вые), а музыкальные мелодии - весёлые, грустные, задорные, за­ливистые. Яркие и красочные, они всегда на концертах создают осо­бое праздничное настроение для зрителей. Ложки… Казалось, что тут сложного? Стучишь и стучишь. Ан, нет! Это настоящее искусство, сложное, необычное. Незатейли­вый инструмент, но какой звонкий и весёлый! Вроде бы простота и забавность, но игра на ложках вы­зывает восторг и по-особому тро­гает сердца и души слушателей.

- У нас только живой звук, участники ансамбля не игра­ют под фонограмму, только под баян. Зрители восприни­мают такое очень хорошо, с особым вниманием и востор­гом, - говорит Вячеслав. - Для ложкарей главное - не сбиться с ритма. Да, тяжело. У кого-то сразу получается, а кому-то нужно привыкнуть, работать над техникой. Надо научить­ся хранить всё чисто русское: традиции, культуру. Подби­раю музыкальные компози­ции, придумываю какие-то отдельные приёмы игры. Ведь исполнять народные песни можно и в стиле эстрадно­го жанра. Где-то я добавляю что-то своё, где-то включаю попурри - отдельные элемен­ты из известных народных пе­сен. Репетиции у нас два раза в неделю. Для участников это и радость общения друг с другом и с миром народной музыки, и удовлетворение со­вместным творчеством

Ложки - её страсть

Участники ансамбля заняли свои места на сцене. Репетиция началась. Заиграл баян (Вячес­лав Постоногов), замелькали в ловких руках участниц ложки, как сорока, затрещала трещот­ка (Александр Дутко), зазвенел колокольчиками бубен, мощно «забасила» главная ритмическая помощница баяна, прима ансам­бля - огромная бас-балалайка (Анатолий Максимов). Большой зрительныйзал наполнился та­кой музыкой, от которой сами ноги просятся в пляс! Особое восхищение хочу сказать о Та­тьяне Лапиной. Ложки искусно мелькали в её руках, а сама она играла на них увлечённо, с не­обычайным азартом и задором.

- На ложках играю давно, - говорит Татьяна. - Любовь к ним у меня от папы Николая Ивано­вича Малиновского, он, кстати, участник «Элегии», но сегодня не смог присутствовать на ре­петиции. Когда учился в аграр­ном университете, занимался в ансамбле ложкарей. Я всё время хотела научиться играть, как папа. Поступив в Ачинский педколледж, три года играла в ансамбле народных инструмен­тов на ложках, бубне, трещотках рубели. Получила сертификат дополнительного образования на право преподавания игры на народных инструментах.

На вопрос, что же она чув­ствует, когда берёт в руки ложки, Татьяна отвечает:

- Это же так красиво, такое звучание!.. Хочется, чтобы меня все слышали и чувствовали эту красоту. Иногда сижу дома со своими ребятишками, потом вдруг беру чайные ложки и начи­наю детям играть на них…

Рассказывают участники ансамбля

Галина Владимировна Гафнер- В клуб хожу с 1994 года (пела в хоре), на ложках ста­ла играть недавно, каждый раз присутствует волнение, но мне нравится. Вячеслав Петрович, наш руководитель, всегда напо­минает: «Главное, не сорваться с ритма…». Стараемся…

Вячеслав Петрович Постоногов- Я всегда чувствую их настро­ение. Когда его нет, - и ложки у них не стучат, и удар совсем другой…

Александр Анатольевич и Татьяна Викторовна Дутко (муж играет на трещотке, жена - на ложках). - Первой в клуб у нас начала ходить дочь, она пела в хоре. За­тем стала звать отца. Однажды он засобирался, - рассказывает супруга. - Говорю ему: «Не пой­дёшь!». Он надевает брюки. Я: «Не дам!» Держу одну штанину, он - другую. Разорвали штаны. На­девает другие брюки: «Всё равно пойду!» Ушёл. Потом потихоньку, потихоньку и вовлёк меня туда. Появился интерес. Сейчас это для нас глоток свежего воздуха. Вы­шел за калитку дома - и все про­блемы оставил там. Потом отпели, отыграли, пришли домой и дальше занимаемся домашними делами… Это и общение. Несмотря на то, что мы живём на селе, признаться, сегодня люди мало общаются друг с другом. Сейчас много появилось знакомых. В поездках, на концер­тах встречаемся как родные с дру­гими участниками.

Александр Дутко- Почему трещотка? Ложек не хватило! (Смеётся). В чём слож­ность игры? Надо ритм держать. «Поперёк ритма не иди», - каж­дый раз предупреждает меня Вячеслав Петрович.

Две октавы, три полутона

Особо хочется сказать не про­сто о балалайке, а о гигантской бас-балалайке. Она - гордость ансамбля. Увидев её на сцене, трудно удержаться от улыбки. Звуки этого инструмента иногда сравнивают со звуками органа. Говорят, с её помощью можно пе­редать и шум дождя, и бурю мор­скую… Недавно этот инструмент получил второе рождение.

- Лет десять бас-балалайка пролежала ненужной где-то в подсобке СДК. Инструмент был неухоженным, покрашенным краской для пола, что очень по­влияло на звук. Мы с Анатолием Николаевичем на свои средства купили струны, подремонтиро­вали её, - рассказывает Вячес­лав Постоногов.

- Действительно, на ней нельзя было играть, - продол­жает разговор Анатолий Нико­лаевич. - Ремонт дорогостоя­щий, у специалиста обошел­ся бы как покупка нового ин­струмента. - Мы с Вячеславом Петровичем «подшаманили», адаптировали к руке. Играть стало легче, хотя первое время, да, было тяжеловато.

По правде сказать, инстру­мент довольно габаритный. Тол­стые струны требуют физиче­ских усилий: одной рукой при­жимаешь струну к грифу, другой надо глубоко ударять по струне. Но, как признался сам Анато­лий Николаевич, ему нравится бас-балалайка. К тому же она привлекает интерес у зрителей.

- Когда мы выступали в ГорДК на фестивале «Играй, гармонь!», вокруг нашей бала­лайки собралось много под­ростков, была масса эмоций, они очень долго её рассматри­вали, рассуждали между собой, что же это за инструмент…

Для участников ансамбля выступление - самый любимый и ответственный этап работы. Любой номер «Элегии» всег­да украшает концертную про­грамму, вызывает оживление в зрительном зале и конечно же бурю аплодисментов. В арсена­ле наград - грамоты, дипломы, благодарственные письма за участие в районном фестивале «Голоса Причулымья». Высту­пают они и перед ветеранами, выезжают в населённые пункты подсосенской территории. Ан­самбль «Элегия» не единствен­ный в СДК коллектив, который занимается песенным народ­ным творчеством. Но это уже другая история. О самобытных талантах жителей земли подсо­сенской мы постараемся рас­сказать в следующих номерах нашей газеты.

Людмила ПОЧЕКУТОВА

Анна Карелина
модератор