Следуя традиции, ближе ко Дню Победы, мы всегда пишем серию материалов о ветеранах Великой Отечественной войны. С каждым годом это делать всё сложнее и сложнее: одни безвозвратно уходят от нас, другим проблемы со здоровьем уже не позволяют принимать гостей. Тем приятнее становится на душе, когда в списке фамилий и адресов отыскивается человек, который готов рассказать о событиях 1941-1945 годов. Вот, к примеру, в деревне Московка живёт именно такая женщина.
Марии Степановне Архиповой в этом году исполнилось уже 93 года. Почти всё это время прошло в любимой деревне, где она родилась и выросла. Но три с лишним года она провела с оружием в руках, вдали от дома, в составе войск НКВД защищая стратегически важные объекты Советского Союза.
- Когда началась война, мне было 17, — вспоминает она. — В 1942 году, в июле, пришла повестка: «Явиться в военкомат к 8 часам утра». Тогда вместе со мной медкомиссию проходили девушки со всего Назаровского района, в возрасте от 18 до 20 лет. Шло распределение, например, первую партию ни в какие войска не взяли, а просто отправили по домам. Я же была в третьей партии, где нас было 17 человек. Нам сказали: «Будете служить в войсках НКВД!». А мы стоим и не знаем, ни что это за войска такие, ни даже как расшифровывается их название…
Потом было обучение военному делу в Новосибирске. После принятия присяги девушкам доверили оружие, стали учить стрелять. Сначала – на 100 метров в тире, оборудованном под землёй. Затем организовали стрельбище, 4 километра. Спустя полгода, когда подготовка была закончена, боец войск НКВД Мария Архипова была направлена в населённый пункт Иркутск-2 (сейчас больше известен как Посёлок авиастроителей и считается одним из районов Иркутска), на свой первый стратегический объект. Через год была направлена в Новосибирск охранять военный аэродром. Так и проходило неспокойное военное время: в караулах, глядя в небо, где то и дело появлялся очередной самолёт. Война – это всегда хаос, а потому зачастую случалась неразбериха. Например, на взлетную полосу на глазах часовых приземлялся немецкий самолёт, в котором на проверку оказывались наши лётчики (кто-то сейчас наверняка вспомнит сцену из фильма «В бой идут одни старики»). Случалось и наоборот. По всем признакам советский самолёт оказывался под управлением врага. И тогда, пользуясь эффектом неожиданности, его орудия несли смерть всем, кто был внизу…
- После новосибирского аэродрома нас перебросили в Кемерово охранять пороховой завод. Там и встретили конец войны, — вспоминает Мария Степановна. — Но потом, после мая 1945, мы ещё шесть месяцев были на службе – боролись с местной преступностью. Ведь за годы войны многих заключённых по разным причинам выпускали из лагерей, в том числе и тех, кто был осуждён пожизненно. А они при этом своё преступное «дело» вовсе не забыли и не оставили. Их называли «чёрной кошкой» (это название носила не только банда, известная всем по сериалу «Место встречи изменить нельзя», но и множество преступных групп, действовавших в 1944-1945 годах на всей территории СССР. – Прим.авт.). Помню, как ночами мы ходили по двое в патрули. Случалось, ликвидировали преступников. Правда, и они нас тоже убивали, пользовались ножами, в основном. Когда прошли эти шесть месяцев, я наконец-то оказалась дома…
После войны жила и работала в родной деревне. Вырастили с мужем пятерых детей. Его, как и двух старших сыновей, уже, к сожалению, нет на этом свете…
- А я вот, видите, живу, — всё повторяет Мария Степановна. Кивает на своё рукоделие с улыбкой. — До сих пор сама вяжу. Младший сын с женой, вот, вместе со мной в одном доме живут, заботятся. Сын, кстати, тоже бывший военный.
В комнате ветерана войны на комоде есть несколько фотографий. Одна из них сделана во время празднования Дня Победы. Здесь она в небесно- голубой форме с орденами, в компании других ветеранов-земляков. К 2016 году время не пощадило почти никого из людей на снимке – кто-то умер, кто-то серьёзно болен… Всё это наводит на печальные размышления.
Когда-нибудь мы потеряем их всех. Неизбежно, вслед за неумолимым бегом времени, уйдёт в прошлое поколение, пережившее Великую Отечественную войну. А что останется? Сухие исторические хроники, старые чёрно-белые фотографии да газетные статьи, вроде этой. Может ли всё это заменить живого, настоящего человека? Конечно, нет.
А сегодня мы ещё можем лично увидеться с теми ветеранами, кто ещё с нами, потомками, спустя все эти годы. Проведать лично или хотя бы позвонить: «Как вы там, родные наши? Чем вам помочь, как выразить наше уважение?». Пусть когда-нибудь мы останемся без вас, одни в этом мире. А пока, пользуясь случаем, со страниц газеты хочется лично сказать Марии Степановне и всем ветеранам из Назарово и Назаровского района: «Спасибо вам!». А Марию Степановну мы еще и поздравляем с днем рождения, который она отметила совсем недавно — 29 апреля! С Днем Победы!