Есть замечательное выражение: «Спасение одного ребёнка не изменит Мир. Но Мир, несомненно, изменится для этого одного ребёнка». Вот об этом сегодня (уже не в первый раз на страницах нашей газеты) и пойдёт речь. В последнее время
государство, общество в целом, теме инклюзивного образования в школе уделяет довольно много внимания. И это — радует, так как (признаться) много лет об этой проблеме говорилось мало. Напомним: инклюзивное образование обеспечивает доступность к образованию для детей с особыми возможностями здоровья. И, чтобы посмотреть, как на самом деле это реализуется в школах нашего города, мы побывали в школе № 9. Посмотрели на данную тему «со всех сторон».
О команде педагогов
и комфорте
Обучается в школе 954 ребёнка. Из них — 18 детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
- Если раньше такие дети обучались по состоянию своего здоровья либо на дому, либо в специализированной коррекционной школе (при отклонениях интеллектуального характера), то сегодня, согласно закону «Об образовании» и по желанию родителей, они имеют право заниматься наравне со всеми учащимися в образовательной организации. И поэтому одной из ключевых задач любой школы является создание условий для данной категории детей, — говорит директор школы Олег Владимирович Моисеенко. — Есть в нашей школе несколько детей, которые, по заключению медико-педагогической комиссии, обучаются на дому. Не ущемляются ли права других детей, получают ли они на уроках должное внимание со стороны педагогов, не влияет ли на учебный процесс тот фактор, что, наряду со здоровыми детьми, в классе учатся и дети с особенностями здоровья? Нет, не влияет. Никаких жалоб по этому поводу не поступало и не поступает. Почему? Считаю, что в школе работает большая, профессиональная команда — психолог, педагогоги, классный руководитель. У нас в штат введен тьютер, который сопровождает детей в течение всего времени нахождения их в школе. Кроме этого, наша задача состоит и в том, чтобы создать комфортные условия для таких детей. Например, 3 года назад мы участвовали в конкурсе по организации «безбарьерной среды» и выиграли грант в размере более 900 тысяч рублей. Эти средства пошли на создание необходимых условий для детей, имеющих физические отклонения здоровья. Есть специальный кабинет, чтобы ребёнку было удобно заниматься за компьютером. Оборудована входная группа, пандус, чтобы на инвалидной коляске спокойно попасть в школу. Оборудован для занятий кабинет психолога и т.п. Наверное, поэтому, когда родители видят такие комфортные условия, от них нет никаких нареканий. А чтобы убедиться, так ли это на самом деле, предлагаю вам побывать на уроке, посмотреть, как наши педагоги работают с детьми.
В кого попал первый «снежок»?
Итак, в разгар перемены, в сопровождении директора школы, я иду в 5В класс на урок математики. Меня встречает учитель Ольга Николаевна Трушкина.
- Сейчас я вас познакомлю с ученицей, кстати, она одна такая у нас в классе, — с теплотой в голосе говорит педагог.
Гляжу на девочку и не верю своим глазам. Как не вспомнить красавицу-малышку с необыкновенным именем — Есения?! Её теперь трудно узнать, ведь первая моя встреча с ней состоялась около 10 лет назад. Тогда её бабушка пришла к нам в редакцию, и от неё мы узнали о проблемах девочки и её семьи. Пытались помочь, как могли. За это время Есения повзрослела, ходит в школу с 1 класса. Правда, не собственными ножками, а с помощью мамы и папы. Присев рядом, листаю её тетрадку по математике: красивый, аккуратный почерк, ровные линии…
- Все ребята прекрасно понимают трудности Есении и очень хорошо к ней относятся, общаются на переменах… Да вы сами сейчас убедитесь, посмотрев и увидев, как дети включают её в работу на уроке. Сегодня она будет работать в группе со всеми, — говорит учительница.
Для меня, окончившую школу ещё в прошлом веке, трудно было представить, как начинающие пятиклассники могут ответить на вопрос темы урока: «Владею ли я математическим языком?». Но на самом деле оказалось всё очень интересным, увлекательным и запоминающимся.
Весь класс был разделён на группы, в каждой из них выбран старший, который объективно оценивал, кто лучше всех владеет математическим языком, умеет упрощать выражения к решению уравнений и потом их выполнять.
- Сегодня у нас будет игра «в снежки». — И первый «снежок» бросает Настя в кого-то из своей группы, — начала урок Ольга Николаевна.
И он «полетел» в Есению. Девочка медленно начинает читать задание на доске математическим языком. «Удвоенная разность выражений А и В», — отвечает Есения и «бросает «снежок» в следующего участника игры. Почему я несколько подробно об этом? Да потому, что директор школы и говорил именно о профессиональной роли учителя в ведении учебного процесса в условиях инклюзивного образования.
Психологическая
поддержка
- Она включает в себя целостную систему, которая объединяет детей, педагогов, родителей и делает акцент на возможностях ребёнка, а не на ограничениях, — считает педагог-психолог школы Наталья Владимировна Фонарикова.
Она бывшая выпускница этой школы. После окончания педагогического университета им.В.П.Астафьева в 2007 году вернулась на работу в родную школу. Имеет две специальности: учитель начальных классов и педагог-психолог. Увлечена своей работой, любит детей. Расписание построено так, что занимается она и индивидуально, и с группами детей по специальным образовательным программам и на основании тех диагнозов и рекомендаций, которые дает городская медико-педагогическая комиссия в отношении каждого ребёнка.
- По сути, такие детки иногда, кроме своих родителей, не видят никого, ни с кем не общаются. И инклюзивное образование — «вывод» их в общество. Это огромный шаг, когда особым детям открываются сейчас двери во все наши образовательные учреждения, им стали доступны различные мероприятия», — говорит психолог. — Мне нравится, как педагоги включают в этот процесс таких детей, при этом учитывая индивидуальные особенности.
Наталья Владимировна знакомит меня с оборудованием кабинета. Здесь есть всё необходимое, чтобы проводить ролевые игры, индивидуальные консультации, оказывать психологическую помощь, заниматься тренинговыми упражнениями.
- Кабинет разделён на различные зоны, — рассказывает психолог. — Это — двигательная зона, а это — массажная, стимулирующая нервные окончания ног. Здесь — спортивная, а если вы повернётесь направо, то увидите песочную терапию, она очень эффективна для снятия эмоционального напряжения. Есть у нас и воздушно-пузырьковая колонна. Если выключить свет — она зажжётся, начнётся циркуляция воздушно-пузырьковых образований… То есть всё, что вы видите, помогает снять у ребёнка нервно-психологическое напряжение, провести коррекцию самооценки, развивать функцию памяти, воображения, внимания, формировать самостоятельность, активную жизненную позицию, коммуникативные навыки…
Кроме всего сказанного, задача психолога — вести наблюдения за детьми, так называемый мониториг. И диагностические данные по каждому ребёнку доводятся до педагогов. С учётом этого, учителя и включают детей в учебный процесс, в чём сегодня я и убедилась, побывав на уроке.
- Если раньше общение таких деток было очень ограниченным, то сейчас государство наконец-то поняло, что главная цель социализации — успешность их в обществе, — продолжает Наталья Владимировна. — И неважно, как ребёнок будет усваивать предметные занятия, важно то, насколько он успешен будет в обществе, насколько сможет сам себя защитить в социально-бытовом плане. Проще говоря, научить его общаться с людьми, прийти, к примеру, в аптеку и доступным языком попросить помощи, или решить вопрос по пенсии, или самостоятельно купить себе продукты в магазине… Не секрет, что с каждым годом городская медико-педагогическая комиссия всё больше и больше направляет детей на индивидуальное обучение. К примеру, есть детки, которые никогда не выучат таблицу умножения, не так важно для них и знание гласных и согласных букв. Главное, как я уже сказала, научить их самостоятельно решать свои проблемы. И, в любом случае, успех зависит от совместной деятельности педагогов и родителей.
О любви
Было бы несправедливо, если бы я несколько слов не сказала о родителях. Такие детки нуждаются в особой заботе. Только родительская любовь, терпение смогут делать чудеса.
- Всё, что умеет Есения, — заслуга её мамы Натальи Владимировны Дальницкой, — считает учитель математики Ольга Николаевна. — Она сделала невозможное. Каждый день привозит её в школу, находится с ней здесь каждую минуту, занимается дома… Трудно даже представить, что с таким диагнозом девочка смогла добиться таких успехов в обучении.
Они могут нас
многому научить
В завершение хочется сказать следующее. Думаю, пройдёт определённое время и тема инклюзивного образования не станет в обществе предметом особого обсуждения. Наши дети все, безусловно, разные, но в то же время — равные! Мы уже приходим к этому пониманию. Все они умеют дружить, любить, переживать. Они учатся друг от друга многому. Одни — доброжелательности, милосердию, толерантности, взаимопомощи, вниманию и уважению. Другие дают им пример терпения, жизнелюбия, оптимизма...