Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Назарово
12 апреля, пн
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Назарово
12 апреля, пн

Пожнадзор информирует

4 марта 2021
11

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 10 февраля 2021 года

Понятие разведения костра

Толковый словарь русского языка под редакцией С.И. Ожегова определяет костер как горящие дрова, сучья, хворост, сложенные в кучу. В толковом словаре под редакцией Д.Н. Ушакова костер — это горящая или сложенная для горения куча дров, сучьев или иного топлива.

То есть основным признаком костра является его возникновение в результате определенных действий граждан и ограничение территории горения. В этом его отличие от иных очагов возгорания (например, возникших в результате брошенного окурка, взрыва) или от поджогов, так как изначально разведение костра не предполагает прямого умысла на его бесконтрольное дальнейшее горение (например, как при сжигании сухой травы).

Под разведением костра следует понимать активные действия граждан, которые выражаются в сборе горючих материалов, сложении их в кучу, формировании импровизированного очага из камней (кирпичей) или металлических конструкций и т.п. При этом ключевым моментом является факт воспламенения собранных материалов, которое может быть произведено различными способами, в том числе с использованием легковоспламеняющихся жидкостей. В любом случае костер считается разведенным с момента появления открытого пламени на предназначенных для возгорания материалах.

Разведение костра само по себе может образовывать состав административного правонарушения, но вместе с тем может являться способом совершения иного административного правонарушения или преступления в зависимости от наступивших неблагоприятных последствий, о чем пойдет речь ниже.

Места, где запрещено разведение костров

Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя указанный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В силу ст. 30 этого же Федерального закона на соответствующих территориях в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления может устанавливаться особый противопожарный режим.

На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также иных пожаров.

В соответствии с пп. "а" п. 8 Правил пожарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614, в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается разводить костры в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков (остатки древесины, образующиеся на лесосеке при валке и трелевке деревьев, а также при очистке стволов от сучьев, включающие вершинные части срубленных деревьев, откомлевки, сучья, хворост) и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В других местах разведение костров допускается на площадках, отделенных противопожарной минерализованной (то есть очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 метра. Открытый огонь, в т. ч. костер, после завершения сжигания порубочных остатков или его использования с иной целью тщательно засыпается землей или заливается водой до полного прекращения тления.

Из п. 66 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479, следует, что на землях общего пользования населенных пунктов, а также на территориях частных домовладений, расположенных на территориях населенных пунктов, запрещается разводить костры, использовать открытый огонь для приготовления пищи вне специально отведенных и оборудованных для этого мест, а также сжигать мусор, траву, листву и иные отходы, материалы или изделия, кроме мест и (или) способов, установленных органами местного самоуправления городских и сельских поселений, муниципальных и городских округов, внутригородских районов.

Запрещается разведение костров вблизи устья дренажных шахт (п. 576 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом", утв. Приказом Ростехнадзора от 10.11.2020 N 436).

Не допускается разведение костров, сжигание тары и производственных отходов вблизи охраняемых объектов (пп. 5 п. 14 Правил по охране труда при осуществлении охраны (защиты) объектов и (или) имущества, утв. Приказом Минтруда России от 19.11.2020 N 815н).

Не разрешается разведение костров на территории атомной станции (п. 9.1.8 Правил пожарной безопасности при эксплуатации атомных станций, утв. Приказом ОАО "Концерн Росэнергоатом" от 10.12.2018 N 9/1719-П).

Также согласно ст. 27 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.

В соответствии с указанной статьей федеральные и региональные органы власти принимают соответствующие акты, которыми устанавливают режим охраны природных парков, зачастую предусматривающий помимо прочих мер запрет на разведение костров.

Особый режим природоохранных территорий, территорий памятников природы и т.п. не дозволяет разведение костров на таких территориях (пп. 11 п. 10 Положения о дендрологическом парке федерального значения "Дендрарий", утв. Приказом Минприроды России от 25.04.2016 N 261, пп. 5 п. 11 Положения о памятнике природы федерального значения "Озеро Киево и его котловина", утв. Приказом Минприроды России от 25.04.2016 N 262 и др.).

В силу ч. 2 ст. 30 Закона г. Москвы от 26.09.2001 N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в г. Москве" на особо охраняемых природных территориях, категория и режим охраны и использования которых позволяют осуществление хозяйственной деятельности, не допускаются действия, причиняющие вред природным объектам, разведение костров, проведение мероприятий, предусматривающих использование открытого огня, использование мангалов и иных приспособлений для тепловой обработки пищи с помощью открытого огня вне специально обустроенных площадок, сжигание сухих листьев и травы, в том числе весенние палы.

В соответствии с п. 4.4 Правил пожарной безопасности на природных и озелененных территориях, особо охраняемых зеленых территориях, особо охраняемых природных территориях регионального значения в городе Москве, утв. Постановлением Правительства Москвы от 19.04.2016 N 186-ПП, на природных и озелененных территориях, особо охраняемых зеленых территориях, особо охраняемых природных территориях регионального значения в городе Москве запрещается проведение мероприятий, предусматривающих использование открытого огня, использование мангалов и иных приспособлений для тепловой обработки пищи с помощью открытого огня (жаровни, барбекю, решетки, котлы) вне специально обустроенных площадок. Под специально обустроенной площадкой понимается площадка, свободная от зеленых насаждений, травяного покрова в радиусе не менее 2 метров, оборудованная информационным щитом, противопожарным инвентарем (лопата, ведро, емкость с песком), емкостью для сбора мусора и отдельно оборудованной емкостью для сбора углей.

Также можно привести в качестве примера ч. 2 ст. 44.9 Закона Воронежской области от 31.12.2003 N 74-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Воронежской области", согласно которой предусмотрена ответственность за разведение костров, сжигание опавшей листвы, сухой травы, а также совершение иных действий, создающих пожароопасную обстановку на земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения, занятых защитными лесными насаждениями.

Из изложенного можно сделать вывод, что выделяются две группы запретов на разведение костров. В первом случае запрет вытекает из места разведения костра (лес, земли сельхозугодий, территория, не оборудованная для разведения открытого огня, заповедники и т.п.), а во втором — время разведения (период действия особого противопожарного режима).

Ответственность за разведение костров в запрещенных местах

За нарушение правил и требований пожарной безопасности (в т.ч. за разведение костров) на территории предприятий и организаций наступает дисциплинарная ответственность в соответствии с трудовым законодательством РФ (ст. 192 ТК РФ), а также административная ответственность (ст. 20.4 КоАП РФ).

За нарушение правил пожарной безопасности в лесах наступает административная ответственность (ст. 8.32 КоАП РФ).

Так, независимо от наличия особого противопожарного режима разведение костра в лесу после схода снежного покрова образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ (Решение Липецкого областного суда от 16 ноября 2017 г. по делу N 21-173/2017).

Разведение костра на особо охраняемой природной территории квалифицируется по ст. 8.39 КоАП РФ (Решение Астраханского областного суда от 22.01.2016 по делу N 7-34/2016, Решение Калужского областного суда от 9 декабря 2014 г. по делу N А-7-460/14, Постановление Челябинского областного суда от 21.06.2016 N 4а16-504).

В случае нарушения противопожарных правил, выразившегося в разведении костра в период действующего ограничения, установленного региональными или местными органами власти, возможно привлечение виновного лица к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ. При этом не имеет значения, где был разведен костер, будь то придомовая территория или дачный участок (Решение Астраханского областного суда от 6 ноября 2015 г. по делу N 7-631/2015, Решение Верховного суда Республики Мордовия от 2 марта 2018 г. по делу N 7.2-30/2018).

Также на региональном уровне в качестве примера можно указать ч. 1 ст. 3.20 КоАП Москвы, которой установлена административная ответственность за разведение костров, проведение мероприятий, предусматривающих использование открытого огня, использование мангалов и иных приспособлений для тепловой обработки пищи с помощью открытого огня вне специально обустроенных площадок на природных и озелененных территориях, особо охраняемых зеленых территориях города Москвы (Решение Московского городского суда от 22 мая 2018 г. по делу N 7-6323/2018, Решение Московского городского суда по делу N 7-7915/19).

В п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" (ред. от 30.11.2017) разъяснено, что в случаях нарушения требований правил пожарной безопасности в лесах следует разграничивать преступления, предусмотренные ст. 261 УК РФ, и административные правонарушения, ответственность за совершение которых установлена ст. 8.32 КоАП РФ.

Если нарушение правил пожарной безопасности в лесах, расположенных вне лесопарковых зеленых поясов, не повлекло возникновения лесного пожара, уничтожения или повреждения лесных и иных насаждений, а также не было совершено в условиях особого противопожарного режима, такое действие (бездействие) образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.

Выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на расположенных вне лесопарковых зеленых поясов земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра, не повлекшее уничтожение или повреждение лесных насаждений, подлежит квалификации по ч. 2 ст. 8.32 КоАП РФ.

Действия (бездействие), указанные в абз. 2 и 3 указанного пункта, в случае их совершения в лесопарковых зеленых поясах подлежат квалификации по ч. 2.1 ст. 8.32 КоАП РФ.

Если нарушение правил пожарной безопасности в лесах повлекло возникновение лесного пожара, но при этом последствия в виде уничтожения или повреждения лесных и иных насаждений не наступили, содеянное не образует состав преступления, предусмотренный ст. 261 УК РФ, и подлежит квалификации по ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ (при условии, что совершенные действия (бездействие) не повлекли причинение тяжкого вреда здоровью человека).

Подготовлено на основе материала

С.Н. Булгакова,

кандидата юридических наук,

мирового судьи судебного участка N 7

в Ленинском судебном районе Воронежской области

Редакция

Картина дня