Неделю назад мы отметили великий праздник — День Победы. А 15 мая календарь напомнил нам вновь о празднике, но уже более скромном — Международном дне семьи. Хотя… здесь можно поспорить. Ведь семья, причём хорошая и крепкая семья, -залог успеха и процветания любого общества. Громко сказано? Да! Но это так!
История, которую я хочу рассказать, не придумана мною. Супружеская пара, о которой пойдёт речь, имеет конкретную фамилию, имена, отчества и адрес. Познакомилась с супругами Мохнарыловыми я года полтора назад. Живут они в специальном доме для одиноких престарелых граждан района. В следующем году отметят бриллиантовую свадьбу — 60 лет совместной жизни. Дай Бог им здоровья! Эта пожилая супружеская пара поразила меня трепетным вниманием, заботой друг о друге. Казалось, ну не может такого быть, в реальной жизни нет идеальных пар — такая любовь бывает только в романах и в кино. Но после встречи с ними могу с уверенностью сказать: такое бывает, пусть в редких случаях, но — бывает! Валентине Николаевне — 77, Михаилу Платоновичу — 84 года.
Любовь — это не лотерея, в которую, если повезёт, то можно выиграть. К любви можно прийти, пройдя через определённые испытания. Валентина Николаевна признаётся, что замуж вышла без любви. Это было в начале семейной жизни, а потом… Потом она просто влюбилась в него, уже будучи законной женой.
Дело было в п.Зелёная Горка, где Валентина жила с мамой, Зоей Романовной Фисенко, и с младшей сестрёнкой (отец погиб на фронте). 31 декабря, 1955 год. Через несколько часов наступит Новый год. Молоденькая 19-летняя девчонка ещё и не догадывалась, что он будет для неё особенным. Вечер. Сельский клуб. Картина, как в известной песне: «Стоят девчонки, стоят в сторонке…». Валентина пришла на ёлку с подругой Леной.
- Мы стояли «по стенкам», — вспоминает она. — Зашёл незнакомый парень. Обошёл всех кругом, подошёл к нам. Спросил: «Можно поздороваться?». Постоял. Потом обращается ко мне со словами: «Выходи за меня замуж…». Я в ответ: «Ты с ума сошёл! Неизвестно откуда заявился и сразу — замуж…». Лена, подружка, рассмеялась. А он: «Не надо смеяться. Я хочу жениться…». Мы вышли на улицу, не помню, о чём говорили, но я ему ответила: «Нет!».
Но на этом всё не закончилось. Ровно через неделю, 7 января 1956 года, как раз в Рождество, в дом к Фисенко «заявились» непрошеные гости. Приехал Михаил (тогда ему было уже 25 лет), мать, отец, сестра… Привезли буханку хлеба, банку самогона, кусок сала. Приехали сватать. Зоя Романовна — в позу: «Не пущу! Чужая деревня, чужие люди, будут обижать, заступиться некому…».
Пока родители разбирались», — вспоминает Валентина Николаевна, — Миша подошёл ко мне, обнял и тихонько на ухо говорит: «Иди, Валя, за меня! Я тебя никогда-никогда не обижу». А потом добавил: «Может быть, лет 60 с тобой и проживём…».
Десять лет они прожили с его родителями в одном доме. Ксения Ивановна и Платон Иванович (родители Михаила) были замечательными людьми. Платон Иванович называл свою жену всегда только ласково — «Ксюша». Вообще, в семье было уважительное отношение друг к другу.
Уважение. С этого слова, наверное, и начинается семья. Оно основано на безусловном признании достоинств другого человека.
- Я полюбила Михаила благодаря его отношению ко мне, его ласке, вниманию, — признаётся Валентина Николаевна.
Да и как не полюбить, если не слышала от него ни одного грубого слова.
- Он и до сих пор не умеет ругаться, — говорит жена. И продолжает. — Летом никогда не приходил домой без цветов. Говорю ему: «Миша, я не знаю, куда их уже ставить…», а он всё равно приносил. Помню, как на второй день после рождения сына Николая (это было 16 января), он приехал в роддом (старое здание больницы возле магазина «Ласточка»). Валя Симонова, с которой мы лежали в одной палате, говорит: «Посмотри в окно, там чей-то муж отплясывает так, что аж снег столбом стоит!». Смотрю, это мой Миша с отцом. И оба пляшут!
Валентина и Михаил в большой любви и заботе вырастили троих замечательных сыновей. Дали образование. Ребята достойно отслужили в армии. Как и отец, они никогда не курили, не увлекались алкоголем. И всё бы было хорошо, если бы не большое горе, одно за другим постигшее родителей. В 33 года трагически погиб средний сын Пётр, а в 45 лет (тоже трагически) погиб старший, Николай. Кажется, пережить такое — невозможно. Поддерживали друг друга, как могли. Но на здоровье Михаила Платоновича это очень сильно сказалось. Он перенёс две операции на сердце, а потом ещё четыре… Ни на один день в больнице жена не оставляла его одного. И в Красноярске, и в Назарово день и ночь была с ним. Врачи удивлялись и говорили ей: «Вы единственная бабушка, которая так за мужа просит…».
Вот и сейчас самая заветная мечта Валентины Николаевны, чтобы "Миша ещё долго-долго жил».
После того как не стало Петра, вырастили его единственную дочь, внучку Раю. Выучили, справили свадьбу.
Вот такая история: только две встречи... И потом долгий, счастливый роман, длиною в 60 лет...