Вот уже второй раз в этом году я возвращаюсь в своей работе к теме инклюзивного образования. И убеждаюсь вновь и вновь, что именно доброта — та ценность, в которой нуждается и каждый из нас, и общество. Доброта включает в себя такие понятия, как гуманность, человеколюбие, милосердие.
Возвращаясь к теме, хочу напомнить, что инклюзивное образование предполагает доступность образования для всех. Сегодня в школах города (и страны в целом) учатся все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных особенностей. В России это закреплено законом об образовании, который обязал с сентября 2016 года принимать в школы всех детей, с любыми особенностями здоровья. Интересный факт: в Италии инклюзивное образование начали внедрять ещё 40 лет назад. И сегодня там 99% всех детей с особенными нуждами учатся в обычных школах.
В мае на страницах газеты мы уже рассказывали о внедрении этого новшества в школе № 7. На этот раз мы выбрали одну из старейших школ города — школу № 1.Честно признаюсь, меня удивила не только атмосфера, сложившаяся в учебном учреждении между самими детьми, между детьми и их педагогами, но и запала в душу встреча, о которой я обязательно расскажу сегодня.
Общение на равных
изменяет их жизнь
- В нашей школе обучается 29 детей с ограниченными возможностями здоровья, — говорит Ольга Владимировна Заверюха, завуч по учебно-воспитательной работе. — Все учителя прошли соответствующую специализацию, обучение по новым стандартам. Вот вы спрашиваете о технических условиях, о пандусах, специальных поручнях и других материально-технических условиях… Да, это, несомненно, важно для обучения особенных детей. Но если такому ребёнку будет некомфортно в классе, поверьте, никакие пандусы и прочие приспособления не заменят той атмосферы, которую создают дети друг другу. Какие бы мнения в
обществе по поводу инклюзивного образования ни были, в любом случае здесь больше плюсов, чем минусов. Его важность в том, чтобы особенные дети были социализированы в обществе и, в первую очередь, — в среде своих сверстников. Когда в одном классе учитель делит своё внимание и на одних учеников, и на других, то, наверное, это непросто. Но такая ситуация учит наших детей быть терпимее, добрее к своему окружению. Нет случаев насмешек, каких-то поступков, обижающих других. Наши дети толерантны друг к другу. Меняются ли дети с особенностями здоровья, попав в школу? Безусловно! — продолжает рассказывать Ольга Владимировна. — Их меняет само окружение. Кроме общения со сверстниками, занятий по общеобразовательной программе, таким детям оказывается в школе и другая помощь. У нас есть психолог, социальный педагог, логопед, дефектолог, тьютер, которые сопровождают ребят. Эти службы мы постоянно стремимся развивать, специалисты повышают свою квалификацию, для того чтобы соответствовать тем запросам и требованиям, которые предъявляет нам общество в целом, и эти особенные дети, в частности.
О детской
толерантности
В 7 Б классе учатся четверо подростков с ограниченными возможностями здоровья, -рассказывает Зоя Витальевна Ковтун. Она работает в этой школе с 2011 года, 3-й год является классным руководителем 7 Б. Окончила Красноярский педагогический университет (факультет биологии и химии).
- Хороший класс, — говорит учитель, — очень дружный. Ребята с особенностями здоровья занимаются на всех уроках с общим классом. Но у троих детей — своя адаптационная программа. Им выделяются отдельные дополнительные часы. Четвёртый, Ваня Трофимов, учится по общеобразовательной программе. Все они самостоятельно ходят в школу, с ними занимается психолог, сопровождает тьютер. Несомненно, к каждому ученику необходим индивидуальный подход, особенно к детям, о которых идёт речь. Ведь они живут рядом с нами, находятся в одном с нами социуме. Наблюдая за ними, я вижу, что они абсолютно спокойно общаются на равных. Привыкли друг к другу, дружат. Они ведь практически вместе с 1 класса. Родители это понимают и принимают. С их стороны я не чувствую никаких отрицательных моментов.
И действительно, при разговоре с семиклассниками я убедилась, что мои вопросы о взаимоотношениях между особыми и здоровыми ребятами просто поставили меня в неловкое положение перед ними. Потому что… Потому что дети умнее нас, взрослых. А ещё (надо признаться) — добрее и мудрее.
Иван
Ваня Трофимов пришёл на встречу со своей мамой — Натальей Леонидовной. Накануне я попросила Зою Витальевну, чтобы кто-то из детей был с одним из родителей. Наверное, для того, чтобы полнее и достовернее понять эту новую тему, тему инклюзивного образования. У Ивана диагноз — ДЦП. В 1 классе учился на дому. Со 2 класса и по сей день учится в школе и, как было сказано выше, по общеобразовательной программе. Ему 14 лет. Несмотря на недуг, ходит в школу самостоятельно. Учится, как и большинство детей, получая разные отметки. Его любимый предмет — литература. Любит читать Пушкина, смотреть по ТВ разные смешные фильмы, посидеть за компьютером, занимается в театральном кружке (в «Дельфинёнке»). Ребята из класса очень тепло отзываются о своём сверстнике: добрый, отзывчивый, застенчивый…
Но меня поразило не только это. Его ещё юная душа наполнена такой добротой, мужеством и человечностью, какие бывают не у каждого взрослого. Больно об этом говорить, но и «небеса» могут делать ошибки над людьми. Наталья Леонидовна инвалид II группы, у неё тоже ДЦП. У Вани такого же диагноза можно было бы избежать, если бы врачи при родах сработали профессионально. Второй ребёнок Наташи, Софья, здоровое дитя. Девочка учится в 1 классе в школе, где учится и старший брат. Наталья Леонидовна призналась, что при ходьбе испытывает боли. Есть и другая причина, при которой ей боязно оставаться без сопровождения на улице. И кто главный её помощник? Конечно же, Ваня. Он учится во вторую смену, поэтому отводит сестричку в школу и встречает из школы — он. Увереннее и спокойнее чувствует себя и мама, когда рядом с ней идёт её опора — Ванечка.
Хочется пожелать этой семье только солнечных дней в году. Уверена, Иван в дальнейшей жизни станет настоящим мужчиной — любящим, уверенным в себе, надёжным.