Эти слова не раз и не два повторила во время нашего разговора Татьяна
Захаровна Горячева – жительница нашего города, женщина непростой судьбы. Она из поколения тех, чье детство, юность пришлись на годы войны. На ее долю выпала оккупация, подневольный труд в фашистской Германии. После освобождения жить было тоже нелегко – полуголодные послевоенные годы, разрушенная страна…
В Орловской области, в селе Людское, в теплый июньский день 1926 года в обычной крестьянской семье родилась девочка Таня Костина. Жили, как все: в трудах и заботе о хлебе. Семья становилась большой, кроме Татьяны, появились на свет еще три девочки. Татьяна Захаровна называет имена сестренок — Маня, Нина, Надя и начинает плакать. Воспоминания о детстве не радостные. Когда ей было восемь лет, папа Захар Никанорович простудился, заболел туберкулезом и умер. Было ему всего 28 лет. Начались горестные дни для семьи. 30- е годы были голодные. Без кормильца, с детьми мал мала меньше, мама Мария Дмитриевна не знала, как свести концы с концами, как прокормить всех, одеть, как вообще выжить. Нужда заставила ее на проданные домашние вещи покупать в городе иголки, нитки, посуду и другой, востребованный в деревне, товар и обменивать это на продукты для своей семьи. Милиция расценила это как спекуляцию. Мать посадили в тюрьму на 5 лет. Дети остались одни. Татьяна Захаровна сильно волнуется и только и может сказать, как пыталась кормить сестренок: «Зеленое яблочко пожую и даю им сосать, больше дать было нечего». Сестренки умерли. Таня осталась одна-одинешенька. В детдом ее не взяли, оставили на попечении колхоза. Жила в сельсовете, затем у бригадира дома. Спала у порога с собаками, побиралась по соседним селам. «Пойду, на полях наемся травы, вот и сыта». Приходилось и сырые грибы есть. Однажды шла в поле и встретила волка: «Я тут иду, а вот и он, рядом, прошел. Меня Бог хранил». Да, судьба ее берегла. Но самое страшное было впереди.
Началась война. Уже в первые месяцы село захватили немцы. Ее с другими, кто по — моложе, отправили в Германию. Везли в эшелонах, иногда в вагон бросали куски хлеба, только на остановках давали воды. Привезли в Германию, построили в колонну, чтобы отправить в концлагерь. В последний момент ее и еще двоих девчонок (им всем по 14 — 15 лет) немец-бюргер забрал на работу в свое хозяйство. И жали, и косили, и молотили, и доили коров. «Дою корову, струйку молока себе в рот и направлю, чтобы сытой быть", — говорит Татьяна Захаровна. Хозяин был жесткий. Однажды так ее толкнул, что вышиб ей ключицу.
Немцы-хозяева слушали приемник. Так Татьяна узнавала о делах на фронте и передавала записочки с новостями для военнопленных, которые томились и страдали в концлагере, расположенном недалеко. Она видела, как каждый день дымились трубы печей, знала, что это такое.
Записки она вместе с продуктами оставляла на обочине дороги, по которой пленных водили на работы. Кто-то про нее донес, ее забрали в гестапо. За нее вступились хозяева, уладили как-то. Они побоялись за себя, ведь им нельзя было иметь и слушать радиоприемник.
2 мая 1945 года их освободили американцы и до отправки в СССР поместили в распределительный лагерь. Там она увидела виселицы и огромные кучи (с двухэтажный дом) вещей погибших людей. Глядя на это, её охватывал ужас. Кормили их там плохо – один раз в день давали баланду, немного хлеба. Но именно здесь юная и красивая Татьяна встретила свою первую любовь – военнопленного солдата Степана.
Домой, в Орловскую область, приехала уже с ребенком под сердцем. В родной деревне осталось только два дома – все было выжжено. Люди жили в погребах. Строили под жилье так: ставили колья, делали плетень вокруг них, утепляли соломой. Родилась дочь Анна. Было так тяжело, что и не выскажешь словами. Люди просили ее отдать им дочку. «А я как могла ее отдать? Я не могла, — говорит Т.З.Горячева и тяжело вздыхает.
- Приходилось очень-очень трудно, ездила с восьмимесячной дочкой на заработки в соседнюю Литву. Денег на билет не было, так на крыше вагона ехала с ребенком. Сильно бедствовала, пока не встретила Сергея, стали жить вместе.
Тем временем родственники по материнской линии (Ильичевы) уже переехали в Сибирь и проживали в деревне Кольцово Назаровского района. Сюда же после заключения вернулась и мать Татьяны Захаровны. Родные Татьяну сильно не звали к себе, но они с Сергеем все же приехали. Жили все вместе, тесно. Потом им разрешили жить в пекарне. Трудно было, есть нечего, приходилось собирать под снегом гнилую картошку и печь драники. Они уже решили завербоваться на Север, для этого приехали в Назарово. Здесь им подсказали, что в ветлечебницу требуются рабочий и санитарка. Их приняли на работу.
С 1953 года они стали жить в Назарово. Ветлечебница находилась на месте нынешнего здания городской администрации. Не было тогда ни площади, ни Дома культуры, только кругом были лужи. Работали добросовестно, пока ветлечебницу не закрыли. Муж устроился на разрез, им дали комнату. За рекой Ададымкой разработали огород. Татьяна Захаровна оформилась санитаркой в отделение хирургии, которое находилось по улице 30 лет ВЛКСМ (сейчас здесь находится детское отделение). Вскоре открыли новый больничный корпус в п. Бор, и они переехали туда. Т.З.Горячева проработала в медицине с 1958г. по 1973г. Очень большая ответственность лежала на ней: чистота должна быть в операционной идеальной — и Татьяна Захаровна своими руками создавала эту чистоту. Ее на работе ценили. Главный врач хирургического отделения Валентин Семенович Серебряков, когда ему предложили возглавить профилакторий Назаровского разреза, сразу пригласил ее на работу. Мыла большие ванны после процедур, обрабатывала хлоркой, сильно болели руки, но уходить и не думала. Татьяна Захаровна называет тех, с кем ей довелось рядом трудиться: врач Людмила Петровна Рунова, старшая медсестра Валентина Матвеевна Голощапова и медсестра Валентина Федоровна Дмитриева, врач Эдвин Викторович Вагнер, Мария Вершинская. Пришло время, и коллеги с почетом проводили ее на заслуженный отдых.
В личной жизни много лет она прожила с Семеном Демидовичем Горячевым, о ком вспоминает с большой теплотой. Он с 1969г. по 1994г. трудился на разрезе «Назаровский». Сегодня Татьяна Захаровна живет со своей дочерью Анной. «Слава Богу за то, что он мне доченьку дал", — так искренно, от всей души произносит эти слова наша героиня, что становится радостно за нее и ее счастье. А доченька – это Анна Степановна Костина. Она всю свою жизнь посвятила семье, своей матери, любимой работе. А.С.Костина – педагог дошкольного образования. 20 лет проработала воспитателем санаторного детсада «Березка», 13 лет — в детсаде «Солнышко» (п.Бор), 3 года – в лаборатории Назаровской ГРЭС. Ее супруг – Владимир Матвеевич Костин, уважаемый человек, журналист, был редактором газеты «Советское Причулымье» в начале 90-х годов. Татьяна Захаровна говорит о нем как о хорошем человеке и вспоминает, как звал ее «тещенькой». Анна Степановна с удовольствием рассказывает о городе Назарово, где она выросла и живет до сих пор. Помнит, как на Нижнюю зону, где они жили, завезли пиломатериалы для строительства ГРЭС и баба Мотя Иванова охраняла его. Как сторожу, ей выдали ружье, но она спрятала его в доски, чтобы не украли. И сторожила без оружия. Вместе с мамой вспоминают, как появился первый телевизор у соседки Зои Федоровны и все соседи ходили со своими стульями к ней смотреть передачи. Жили дружно с соседями Джебко, Григорьевыми, Ширшовой Дарьей. Сейчас дочь и мать живут вдвоем, дети разъехались. Жанна пошла по стопам отца, стала журналисткой, живет в г. Новосибирске. Сын Андрей живет в Красноярске. Есть внучки, а для Татьяны Захаровны правнучки – Анюта и Кристина. Жизнь, как говорится, продолжается. Анна Степановна говорит о том, как много в жизни работала ее мама, Татьяна Захаровна. Всегда был огород, держали корову, коз, кроликов, кур. Все она успевала, со всем справлялась. И до сих пор любит бывать на даче, нравится ей, «как пташечки поют». А сама Татьяна Захаровна, как бы подводя итог, рассуждает: «Живу, как в раю». Она официально признана несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, имеет правительственные награды, ей оказывают внимание и уважение, дарят подарки. В 2016 году Татьяне Захаровне Горячевой исполнится 90 лет!
После встречи с этими удивительными женщинами приходят мысли: как же много, порой, кажется, совсем непосильного, может вынести человек и остаться человеком – терпеливым, трудолюбивым, ответственным. Умеющим радоваться жизни, любящим своих близких, коллег, соседей и город, в котором мы живем. Это и ценно, в этом и суть. И пусть жизнь продолжается…