Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Назарово
18 сентября, сб
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Назарово
18 сентября, сб

Труба - дело непростое...

30 июля 2021
13

В этом выпуске нашего публицистического проекта «Ровесники», посвященного 60-летнему юбилею города и Назаровской ГРЭС, мы подробно остановимся на строительстве и эксплуатации дымовых труб - настоящего символа и станции, и нашего города: 4 вертикальных махины с красно-белой окраской видны издалека жителям и гостям Назарово. И вновь нашим гидом, рассказывающим о строительстве и эксплуатации этих сооружений, будет Ольга Михайловна Зыкова, ветеран станции, ведущий инженер по организации, эксплуатации и ремонту зданий и сооружений, находящаяся сейчас на заслуженном отдыхе. Ранее, в одном из номеров газеты, она познакомила нас со строительством основного корпуса станции.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ. На момент своего строительства 4-я дымовая труба НГРЭС была второй в мире по высоте (250 м) и уступала только трубе тепловой электростанции MitchellPowerPlant (Вирджиния, США). В настоящее время труба энергоблока № 7 занимает 48-е место в мире по высоте. А самой высокой трубой в мире считается дымовая труба Экибастузской ГРЭС-2 (419,7 м).

Но прежде хочется ознакомить наших читателей с отрывками из очерка Николая Макрикова «Смелые люди», напечатанного 24 июля 1960 года в газете «Путь к коммунизму».

- Мы решили познакомиться с работой верхолазов непосредственно на месте, там, на вершине трубы. 20 июля они вели работы на высоте более 130 метров.

Нужно оговориться, что такая высота нас несколько смущала. Ведь об этой трубе некоторые жители Назарово порой рассказывали самые невероятные истории. Говорили, что вершина ее постоянно раскачивается, причем колебания достигают нескольких метров, что там на высоте свирепствуют сильные ветры и т.п. А еще говорили, что труба стала падать и ее едва удержали и поставили на место с помощью веревок. Действительно, если посмотреть на трубу снизу, то кажется, что она движется, клонится на сторону. Но это - обман зрения.Наверх ведёт узкая вертикальная лестница высотой в два с половиной метра. Восемь металлических прутьев-ступеней. Затем деревянный квадратик - площадка, поворот и снова лестница. Так до самой вершины.

Вместе с мастером поднимаемся на верхнюю опорную раму головки подъемника. «Здесь высота 140 метров», - сообщает мастер.

Нас охватывает легкое волнение. Никакого качания трубы мы, конечно, не замечаем - его нет. Отсутствовал и ураганный ветер. Наоборот, в наступившей тишине, послышался еле уловимый звон и … я смахиваю с лица комара. Комар на высоте 140 метров!

Что увидел автор статьи внутри трубы? Читаем далее.

- Строительство 150-тиметровой трубы - дело довольно сложное. Соорудить для монтажников наружные леса невозможно - они рухнут под собственной тяжестью. Поэтому строители поступают иначе. Внутри трубы они монтируют шахтоподъемник, состоящий из 16 трубчатых стоек, скрепленных между собой ригелями и укосинами. На шахтоподъемнике крепится специальная головка, к которой, в свою очередь, подвешиваются наружные и внутренние леса. К подъемной головке крепится также и наружная металлическая опалубка, имеющая высоту 2,5 метра. После того как верхолазы забетонируют секцию трубы на высоту опалубки, они наращивают стойки шахтоподъемника и механическим путем поднимают на 2,5 метра вверх тридцатитонную подъёмную головку вместе с рабочими лесами и опалубкой. Так, секция за секцией, наращивается корпус железобетонной трубы.

2 сентября 1960 года

(из архива газеты)

Монтаж трубы завершен

Издалека видна труба Назаровской ГРЭС. Ее воздвигли сильные и смелые ребята - верхолазы из бригады монтажников товарищей Агеева, Михалева, Ахметова. Много труда, а подчас и риска потребовалось бригаде Агеева, чтобы в сложных условиях подготовить конечную шахту к подъему. А бригада Михалева обязалась поднять ее на самую верхушку трубы. Не жалея сил, днем и ночью трудились ребята, штурмуя последние метры. И вот результат: площадка находится на высоте 150 метров. Взятое обязательство закончить монтаж трубы к 1 сентября выполнено досрочно - 30 августа.

Ближе к небу

Но вернёмся к началу материала. Это был 1960 год, когда была построена первая дымовая труба НГРЭС высотой 150 метров. Затем была возведена ещё одна - равнозначная по высоте, а потом и третья - высотой 180 метров. А в 1968 году была построена ещё одна труба. Она самая высокая из всех четырёх.

Рассказывает Ольга Зыкова:

- Действительно, именно так велось строительство данных объектов, как и описывалось выше, - говорит она. -На станции 4 дымовых трубы. Каждый энергоблок имеет свою трубу. Первая труба (150 м) обслуживает 1-й и 2-й блок, вторая (150 м) - 3-й и 4-й, третья (180 м) - 5-й и 6-й, к четвёртой трубе (250 м) подключён котёл 7-го блока. Трубы строились и вводились в эксплуатацию одновременно с пуском блоков.

Чтобы быть ближе к теме, мы идём с Ольгой Михайловной на участок территории станции, где и находятся эти самые трубы.

- Это - дымовая труба № 2, высотой, как я уже сказала, 150 метров, наружный диаметр основания - 12,45 м, верхний диаметр устья - 6 м. А это - труба 7-го блока. Диаметр наружного основания 22,1 м, диаметр устья - 8,95 м; толщина стенки у нижнего основания - 90,0 см, у вершины - 20 см. Трубы - сложное и мощное сооружение. Они построены из монолитного железобетона, Очень прочный фундамент, на котором стоят трубы. К примеру, у 4-й трубы он представляет собой монолитную железобетонную плиту круглой формы диаметром 36 м, а толщина нижней части равна 2,5 метрам. В течение эксплуатации трубы находятся под постоянным наблюдением специалистов. Это и визуальные осмотры и тепловизионные обследования с помощью приборов, которые показывают состояние футировки. На трубах стоят датчики контроля температуры выходящих газов и газовые анализаторы, определяющие химический состав газов. Один раз в 5 лет проводится экспертиза промышленной безопасности: исследуются все параметры трубы, которые влияют на её безопасность. Для обслуживания светоограждений и ремонтных работ на трубах предусмотрены ходовые лестницы и светофорные площадки. Это обязательный атрибут высотных конструкций. Ремонтные работы труб проводятся на основе конкурса и только специальными организациями, которые занимаются исключительно дымовыми трубами. Так, в 2017 году произведён капитальный ремонт 2-й трубы.Футировка из глиняного кирпича была заменена на футировку из керамзитбетона с полимерными добавками. При проведении ремонта внутри трубы устанавливаются либо шахтные подъёмники, либо лебёдки.

Хочу отметить тот факт, что Ольга Михайловна как специалист, четверть века отработавший на станции, о трубах знает если не всё, то - почти всё! По долгу службы приходилось не один раз подниматься на площадки труб, в том числе на отметку 60 метров. Говорит, что была поражена красотой местности с высоты птичьего полёта, но и признаётся, что было немного страшновато… В разговоре с ней я узнала много интересного и познавательного «о жизни» труб.

- От чего зависит высота трубы?

- От мощности турбины и от объёмов отводимых газов.

- Не грозит ли нашим трубам землетрясение?

- Трубы рассчитаны на семибалльную систему по сейсмичности.

- Некоторые люди считают, что труба шатается. Что скажете?

- Допустимый крен (отклонение) у каждой дымовой трубы - 700 мм (70 см). Если он выше, значит, надо бить тревогу. Мы при каждом обследовании труб выполняем геодезические работы, наблюдаем за креном каждой трубы. У нас всё нормально и допустимо.

- Птицы не наносят вред?

- Они туда не долетают (смеётся)…

- Для чего на трубах световые лампочки?

- Сигнальные огни (светодиодные лампы) необходимы для обеспечения безопасного полёта воздушных судов. Включение и отключение - автоматическое и зависит от освещенности (ночное время, плохая видимость и т.д.).

- При покраске труб могут быть вольности?

- Нет, не могут. Окраска производится в соответствии с нормами и правилами. Это маркировочная окраска с чередующимися горизонтальными полосами определённой ширины белого и красного цвета.

- Интересно, сколько краски уйдёт на одну трубу?

- Давайте подсчитаем. В этом году планируется покраска трубы № 4. Для этого потребуется … 11 тонн 631 кг краски, т.е. 465 банок по 25 кг.

Итак, подведём итог. Из всего сказанного видно, что дымовые трубы - дело непростое. Эти высотные сооружения должны быть прочными, жёсткими, устойчивыми. Не дай Бог, если что-то случится с трубой, это вызовет немедленную остановку сразу двух блоков станции. Значит, трубы требуют и особого тщательного внимания при их эксплуатации. Но мы уже не раз писали, что на станции работает действительно уникальный коллектив с большим опытом работы и высокой квалификацией. А это значит, что жители города могут быть спокойны и за работу самой эл.станции, и за прочность её дымовых труб.

Людмила ПОЧЕКУТОВА

Анна Карелина
модератор